О, вопрос будто бы для меня создан. Вообще, небольшую инструкцию я уже писал в этом вопросе, но тут распишу подробнее.
Что такое безбилетный проезд? Что-то, но не правонарушение. Раньше была статья в КоАП, но её убрали, переведя это дело в гражданские правоотношения между пассажиром и перевозчиком. Государство, которое представляет в электричках транспортная полиция, здесь роли не играет никакой (практически).
Когда вы едете без билета и натыкаетес на контров, они сначала вежливо попросят ваш билетик, а потом, узнав, что его нет, взбесятся и начнут требовать оплаты. Перевозчик — частная компания, вы можете оплатить её услуги по перевозке, а можете и не платить. ¯\_(ツ)_/¯
Отказываясь оплачивать проезд, вы рискуете получить штраф от перевозчика. Но! Это же частная компания. Вы можете не давать им свои документы. Запугивают полицией? Угрожают, что вызовут её? Пусть вызывают. Полицейские с вероятностью в 99% не приедут. Даже если при вас их вызывают — не факт, что они приедут. Прецеденты были, в том числе и у меня: в экспрессе контролёрша вызывала наряд на ближайшую станцию, но он не приехал, я спокойно вышел и поехал запрещённым способом. Плюс в том же ответе я оставлял ссылки на истории об этом. ПОЛИЦИЯ НЕ ПРИЕДЕТ. У них есть дела поважнее, чем ваши среднестатистические 88 рублей, которые вы не отдали за проезд. Иногда контры предлагают проехать в ЛОВД, но вы всегда вправе отказаться. Контры не имеют права удерживать кого-либо, кроме самих себя.
Так вот, не даёте паспорт. Вас могут выкинуть из поезда, могут просто потребовать выйти. Если проверка штатная, то есть контролёров совсем немного, можно спокойно перебежать парочку вагонов, иногда можно и один вагон перебежать. Иногда контры сами говорят, сколько вагонов бежать. Если это облава, как было у меня летом в поезде Москва — Александров, то тут нужны быстрые ноги — бежать, может, придётся и 2, и 3, и 5 вагонов. Как успеете. На облавы присылают какое-то быдло, которому плевать на закон: у него есть задача запугать безбилетников, тряхануть бабла и идти дальше. Обычно их штук по 10 при составности поезда 9-11 вагонов. Согласитесь, это до...много, в общем. Иногда их бывает и больше. Они любят лапать вас, насильно пытаться выкинуть из поезда и даже применять насилие. Были прецеденты, в основном все прошлой зимой на Горьковском направлении МЖД. Поездка на этой направе превратилась в настоящий ТВД. Если вы вообще бесстрашный воен и готовы рисковать своей жизнью, то можете и зацепиться. Как — да вбейте в поисковик репортажи с России1, там всё подробно показали. Такой способ поможет переждать облаву: обычно КОКОНы (кассиры-контролёры особого назначения) ездят не весь маршрут, высаживаются по пути и едут обратно. Да и, впрочем, не только облаву. Но способ незаконный, за него можно схлопотать штраф 100 рублей (да-да, вы не ослышались, 100 рублей!).
Если на вас всё же составили акт о безбилетном проезде, то есть определённые рекомендации, которые, как заявляют авторы этих рекомендаций, помогут избежать неблагоприятных последствий.
Как-то так.
// В том вопросе я писал, что схема работает преимущественно на Мосузле. На ГЖД и ОКТЖД — разные контролёры, разный менталитет, разное отношение к безбилетникам и собственно безбилетников там не так много, как на Мосузле.
// Я мог бы ещё оч многое написать, но тут и так полно воды.)00
Штраф в 100 рублей, саня верни сотку, лол.