Несмотря на то, что современное российское телевидение диктует молодому амбициозному профессионалу максимально жесткие условия выживания, сделать приличную карьеру в этой области все-таки возможно.
Вы можете производить вполне качественный контент, работая и на государственные СМИ, но при этом придется научиться бесконечно проскакивать «в игольное ушко», лавировать между разнообразными вышестоящими гранд-интересами и развивать самостоятельное независимое мышление. Это квест. Просто вам не будет, интересно – да. Думаю, что смело могу привести себя в пример, как человека, который придумал, запустил и произвел на государственных или окологосударственных платформах около сотни телепрограмм и фильмов, за которые мне не стыдно.
Мой путь на государственном телевидении начался в 2006 году, когда я после трех лет работы корреспондентом радиостанции «Эхо Москвы» пришла на только запустившийся тогда телеканал «Россия-24» в отдел культуры. Работа на «Эхе» стала для меня своего рода прививкой, которая никогда после так и не позволила опуститься ниже заданной планки. И потому, собственно, я легко и гармонично развивалась именно в аполитичном отделе энтертеймента, где я, будучи человеком из творческой среды, довольно быстро выросла от ничего не умеющей стажерки до спецкора, который снимает развернутые фильмы-репортажи, выезжает в командировки и выходит в прямой эфир с наиболее знаковых мероприятий.
После декрета в 2008 я проработала в «культуре» на низкой зарплате еще год и далее перешла в «Новости» в статусе спецкора, который сам придумывает, разрабатывает и «продвигает» темы своих сюжетов. Уже не только и не столько культурной тематики. Я сама попросила увеличить себе ставку, и эта наглость сработала. Но я оправдала себя тогда и сняла мощнейшие расследования, которыми до сих пор горжусь и из-за которые на меня несколько раз чуть не засудили (кто работал в журналистике, тот знает, что это – гордость!) – о незаконной застройке территории усадьбы «Архангельское», о незаконности введения химического питания в детских садах и больницах Москвы, о сложности перехода к ЕГЭ, о странных судьбах заброшенных заводов столицы. Почему мне все это разрешали? Наверное, везло с начальниками, которым я всегда со своей прытью была попросту симпатична, плюс мне кажется, к тому моменту я просто научилась выполнять свою работу хорошо. Я могла снять интересно даже про помидор.
В 2013, провалявшись полгода в ногах у моего главного редактора, я получила наконец право снимать собственную программу. Уже не как корреспондент новостей, а как автор, продюсер и человек в кадре. Я поменяла стиль и стала носить рубашку с бабочкой, как образцовый хипстер. Я выбрала тему, которая в тот момент интересовала меня лично и оказалась абсолютным трендом. Стартапы, молодые профессионалы, малый бизнес и новые деньги. Программа так и называлась «Профессионал с Асей Долиной». Я делала ее на чистом энтузиазме, исключительно ради удовлетворения амбиций, но когда я через пару месяцев впервые получила за свое шоу внушительную пачку банкнот, которые не сопоставлялась с моей прежней зарплатой, я сильно удивилась и обрадовалась. Не поверите, но деньги я к тому моменту не обсуждала ни с кем ни разу. Может, это и сработало.
Именно делая собственную программу, я ушла с канала в продакшн и стала работником независимой студии, которая производит и продает контент по заказу телеканалов. Так – я будучи одной из самых молодых в индустрии – стала полноценным креативным продюсером в «Единой медиа группе» - продакшене, который наполняет собой «Москву-24», «Москву Доверие», «Мою планету», «Живую планету», «Науку 2.0» и огромное количество каналов. Я стала начальницей, которой было позволено не только предлагать идеи и разрабатывать проекты с нуля, но и собирать под проекты команды. Так я начала нанимать людей. И вопреки расхожему стереотипу, моими сотрудниками часто становились друзья, с которыми мне удавалось выстроить в основном правильные рабочие отношения.
Из наиболее интересных проектов, которые я сделала в статусе креативного продюсера и шеф-редактора, я бы выделила абсолютно безумную пранкерскую светскую хронику на «Москве-24» под названием «Dar Rechi» (за нее мы даже получили награлу LiLu Fashion Awards) c Дашей Чи; очень красивый с точки зрения драматургии доку-реалити под названием «Посылка» на канале «360» (в котором к нам присоединилась обожаемая зрителем Яна Поплавская); стильный путеводитель по ресторанам Москвы и Подмосковья «Еда 360» с шеф-поваром Денисом Крупеней; и очаровательный ностальгический альманах «Вспомнить все» для канала «Москва Доверие».
Сейчас карьера моя на телевидении выросла до того, что я совместила несовместимое. Я умудряюсь вести огромные и трудные телевизионные проекты как начальница, находясь практически 100 процентов времени на фрилансе и вне офиса. Кажется, в этой области так мало кто работает.