Решение Сбербанка о применении технологии блокчейн было принято около пяти лет назад. Именно тогда, в 2015 году, руководством этой финансовой организации было высказано намерение присоединиться к всемирному консорциуму R3 с перспективой развития банковских сервисов посредством технологии Blockchain.
Такая прогрессивная, с моей точки зрения, мысль впервые была озвучена Львом Хасисом – первым зампредом правления Сбербанка. Информацию о данном факте оперативно обнародовало издание «Коммерсант».
Однако тогда соответствующее решение управляющих органов банка было не окончательным, скорее, оно рассматривалось как вариант возможной и целесообразной перспективы. В публикации «Коммерсанта» писалось о том, что в ближайших планах Сбербанках выпуска собственных цифровых денег нет.
Зато технологии блокчейн этот банк, по утверждению журналистов, планировал применять в целях передачи информации о транзакциях.
Такая технология, я считаю, действительно способна и усилить защиту транзакций, и снизить зависимость собственно Сбербанка (а такая его зависимость от всемирной банковской системы передачи данных и выполнения платежных операций очевидна).
Тогда Хасис заявил, что Сбербанк собирается внедрять промышленные решения, базирующиеся на блокчейне, сразу, как только они будут созданы. О подготовке R3-стандартов и протоколов для использования Blockchain и стратегии консорциума, направленной на объединение уже созданных банковских разработок, известно, как и о планах по внедрению инновационных решений в финансовую индустрию.
Ставка Сбербанка на технологию подтвердилась и позднее, когда этот крупнейший банк присоединился к участникам международного проекта Hyperledger. Такая позиция позволила Сбербанку и оказывать влияние на формирование данной платформы, и расширять сотрудничество с ее создателями.
Естественно, этот проект открыл для соответствующей банковской организации возможность доступа и к сокровищнице всемирного опыта, и к инновационным разработкам, связанным с развитием отрасли блокчейна.
Теперь в ближайшие планы Сбербанка входит внедрение Blockchain-технологии в ряде промышленных секторов, в том числе в секторе банковском и финансовом, а также на рынках недвижимости.
Сбербанком уже создана личная команда разработчиков, участвующих в реализации проекта Hyperledger.
Я не отрицаю того, что сотрудничество этого банка с международными финансовыми учреждениями, деятельность которых базируется на блокчейне, уже является интересным и неординарным фактом. Но еще больше интригует позиция Сбербанка, поддерживающая Биткоин.
То, что правительство России цифровую валюту не одобряет, – известный факт. И несмотря на это в 2016 году президентом Сбербанка Германом Грефом было высказано резкое осуждение предложения запретить криптовалюту в стране.
Сейчас в Сбербанке уже открыто говорят о своих планах пилотирования применения Blockchain в целях документооборота, рыночного финансирования и сервисов платежей.
Подтверждением такой стратегии можно считать проведение Сбербанком двух успешных экспериментов, связанных с практическим применением технологии Blockchain. Один из них был осуществлен банком совместно с ФАС и состоял в отправке документа, а сутью второго эксперимента стала передача средств с одного счета на другой.
Известна также информация о работе Сбербанка над запуском личного мессенджера, функционал которого будет включать денежные переводы, хотя подтвердить эту информацию, как и опровергнуть, пока нельзя.
В ближайшее время Сбербанк планирует пилотировать использование технологии блокчейн для задач документооборота, торгового финансирования, платежных сервисов, систем распределенного взаимодействия различных контрагентов на различных рынках.