Во всех учебниках по дизайну учат, как выстраивать горизонтальную композицию по принципу весов, когда два объекта слева и справа ставятся на воображаемые весы между ними. Но каким образом можно выстроить объекты, которые находятся друг над другом? Между ними весы не поставишь. Что, если элементы пересекаются? По каким правилам нужно балансировать их? Как действовать в том случае, если объектов больше двух? Как их размещать на воображаемых весах, дабы уравнять? Ведь у "весов" всего две чаши. Брать несколько объектов за один? Те учебные пособия по живописи и дизайну, что встречались мне, вообще не освещали этот момент, словно любая ассиметричная композиция состоит лишь из пары элементов, расположенных на горизонтальной прямой. Полагаю, что многие решили этот вопрос интуитивно, спустя годы рисования "на глаз". Однако хочется верить, что кто-то сможет сформулировать свой опыт и более подробно прояснит процесс построения сложных горизонтальных, вертикальных, диагональных композиций ИТП и его закономерности. Или же даст ссылку на литературу, где об этом рассказывается во всех подробностях.
Для того, чтобы научиться выстраивать композицию на листе, надо взять учебник, и еще, желательно, педагога, который с вами будет заниматься. Про весы это все здорово, но чувство композиции — сродни чувству цвета, или чувству музыканта, его надо развивать через анализ и самостоятельные упражнения. И примитивные концепции вроде «весов» тут ничего толком не дадут. Как вы запихнете в эти «весы» сложные композиции Брейгеля, например? Они взвешены, и чтобы понять их построение, надо их внимательно анализировать.
Если вы хотите именно описательного текста ради вечернего чтения, можно взять Кандинского «Точка и линия на плоскости», но без практики это все совершенно бесполезно.