Действительно парадоксально, но, в отличии от ряда арабских стран Ближнего Востока, операции по смене пола в Иране разрешены и даже частично спонсируются государством как раз из-за исламской формы правления, установленной после революции 1979 года в рамках доктрины велаят-э-факих (досл. «руководство богослова-законоведа»). В соответствии с этой концепцией, зиждущейся на определённых традициях главенствующего направления шиитского ислама (т.н. двунадесятничества) верховной властью обладает Высший руководитель Исламской Республики Иран – рахбар. Как это принято в религиозной практике, рахбар, являющийся религиозным авторитетом - марджой ат-таклидом, выпускает свои суждения-фетвы, имеющие в Иране фактически юридическую силу. Одна из них, как правильно замечено в предыдущем комментарии, дала основания для формального признания транссексуалов.
История этого решения такова. Ещё задолго до того как стать лидером Исламской революции, Рухолла Хомейни в собрании своих фетв «Тах̣рир аль-Вас̣ила» (араб. «Средства к спасению» или «Пути к освобождению»), изданном в 1965 г. написал по вопросу смены пола:
".الظاهر عدم حرمة تغيير جنس الرجل بالمرأة بالعمل وبالعكس"
Что, примерно, переводится, как:
"В божественном откровении (не нуждающемся в иносказательном толковании), нет запрета на изменение пола через операцию из мужчины в женщину и наоборот".
Таким образом, клерик считал смену пола, не изменением Божьего творения, а скорее необходимым способом лечения от болезни «двойного пола». В пропущенной части цитаты, например, особо оговаривается, что менять пол могут гермафродиты. Вообще с точностью понять пол человека является в исламе важным для определения его или её роли и действий, например, во время намаза. Хомейни при этом резко высказывался против гомосексуализма, полагая его харамом (араб. «запрещённым»).
В 1978 г., за год до свержения шаха Мухаммада Резы Пехлеви и своего прихода к власти, к находившемуся тогда в изгнании в священном для шиитов иракском Неджефе аятолле за советом обратился Ферейдун Хатун Молкара, верующий мусульманин, уверенный в том, что ему необходимо стать женщиной. Это обращение однако не возымело никаких конкретных последствий, зато победившая через год в стране Исламская революция реализовала представления Хомейни о необходимости запрета гомосексуализма, в качестве наказания за который до сих пор предусмотрена смертная казнь.
Таким образом, Молкара, будучи на тот момент трансвеститом: используя женский макияж или одеваясь в женскую одежду, подвергал себя опасности быть обвинёнными в мужеложстве. Однако в 1987 г. он смог – через сына Хомейни Ахмада - добиться личной встречи с Лидером. По воспоминаниям Молкары, имам не был в курсе разницы между гермафродитами и транссексуалами. Разобравшись в ситуации после совета со своими врачи, Хомейни, как утверждал Молкара, назвал его «Божьим слугой» и дал согласие на то, чтобы тот сменил пол. Тогда же в ответ на запрос Судебно-медицинской организации Ирана Министерство юстиции, руководствуясь всё той же ранее упомянутой фетвой аятоллы Хомейни, признало смену пола законодательно соответствующей исламу (араб. ينطبق – «быть соответствующим»). После операции, проведённой в Таиланде в 1997 г., теперь уже Марьям Молкара, стала, судя по всему, первым гражданином ИРИ, признанным государством в качестве транссексуала.
В религиозном центре Ирана, Куме, также занимаются изучением проблемы транссексуалов в соответствии с нормами ислама. Экспертом по проблемам смены пола считается ходжат аль-ислам Мухаммад Кариминия, защитивший диссертацию по этой теме и написавший по этой теме книгу «Смена пола с позиции законодательства и исламской юриспруденции». К сожалению, её копию по-персидски (на другие языки она, полагаю, пока не переведена) в интернете найти не удалось. Согласно же позиции нынешнего Верховного руководителя аятоллы Али Хаменеи, операции можно проводить, «если они помогают человеку определить его настоящий пол».
Государство финансирует их (на сумму 3-3,5 тыс долл), одновременно осуществляя полный контроль за процессом, начиная от первой консультации у психотерапевта, заканчивая визитом непосредственно к хирургу (всё это занимает около полугода). На сегодняшний момент в Иране проживают порядка десяти тысяч транссексуалов, а по количеству проводимых операций (по разным данным от 500 до 700 ежегодно) Исламская Республика уступает только Таиланду.