Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как работало радио до того, как появились радио-программы, эфирные компьютеры и авто-диджей?

ИсторияТехнологии+2
Георгий Шишкану
  ·   · 2,8 K
доцент кафедры телевидения и радиовещания факульте...  · 3 мар 2017

Этап зарождения радиовещания в начале двадцатых годов прошлого века можно назвать самым романтичным в развитии радио и, наверное, самым бурным. Период проб и ошибок, открытий и изысканий. Одним из важных этапов в технологическом развитии радиовещания можно назвать февраль 1919 года, когда впервые по радио (беспроволочному телеграфу) вместо азбуки Морзе был услышан человеческий голос: «Алло, Алло. Говорит Нижегородская радиолаборатория. Раз, два, три. Как слышно?». В адрес лаборатории поступали письма и телеграммы, в которых говорилось: «Слышали человеческий голос по радио. Объясните». В 1921 года Ленин пишет: «читаю сегодня в газетах, что в Казани испытан и дал прекрасные результаты рупор, усиливающий телефон и говорящий толпе. Если верно, надо поставить в Москве и Питере». И в 1921 году провели пробные передачи речи на площадях Москвы. Телефонную трубку полевого военного телефона (так называемого форпостного типа), к которой прикрепили небольшой раструб - рупор, установили на балконе Московского городского совета (ныне здание Мэрии Москвы). Громкоговоритель соединялся проводами с Центральной телефонной станцией, где находился усилитель. Голос читавшего книгу был отчетливо слышен не только в центре Советской площади, но и на ее противоположной стороне при обычном уличном шуме и в оживленное время дня. Собралась толпа слушателей.

В срочном порядке на шести площадях Москвы организовали трансляцию «устной газеты» с применением громкоговорящих телефонов. Отпустили для этой цели 5 миллионов рублей, и в 1921 году громкоговорители были установлены на Театральной, Серпуховской, Елоховской, Андроньевской площадях, на Девичьем поле и у Краснопресненской заставы. Каждый вечер с 9 до 11 часов, кроме ненастных и дождливых дней, можно было слушать «устную газету» РОСТА со специально подобранным информационным материалом. Все шло в прямом эфире, потому что еще не было возможности записывать передачи. По сути дела, человек просто зачитывал газету в телефонную трубку, а его в это время через громкоговорители слышала площадь.

Первая мощная радиовещательная московская станция «Радиостанция имени Коминтерна» начала свою работу в 1922 году. В этот год были организованы пробные передачи по радио музыкальных произведений из студии Нижегородской лаборатории.

Газета "Известия" в номере от 15 сентября 1922 г. писала:

"Центральная радио-телефонная станция послала следующую радиограмму:

Всем. Всем. Всем.

Настройтесь на волну 3000 метров и слушайте:

В воскресенье, 17-го сентября, в 3 ч. дня по декретному времени, на центральной радио-станции Наркомпочтеля состоится первый радио-концерт.

В программе - русская музыка.

1. Бородин - ария из "Князя Игоря", исполняет премьер Большого государственного театра Б. М. Евлахов.

2. Глиэр - романс, исполняет проф.Московской консерватории солист Большого академического театра Б. О. Сибор (скрипка).

3. Чайковский - ария Полины из "Пиковой дамы", исполняет артистка Большого государственного академического театра Н. А.Обухова.

4. Римский-Корсаков - ария Марфы из "Царской невесты", исполняет артистка оперы Народного Дома Р. П. Венгерова.

5. Красный сарафан - народная песня, исполняет артист оркестра Большого государственного академического театра А. И. Ларин (флейта)....".

Этот исторический, первый в Европе, радиовещательный концерт был проведен во дворе радиостанции непосредственно под антенной, поскольку в студии (небольшой пустой комнате) наблюдались сильные отражения звука от стен. Любопытно, что во время эксперементального концерта над зданием радиостанции летал самолет, специальное приемное устройство на котором позволяло слушать музыкальные номера в полете. По сути, это был первый плей-лист.

Кстати, в 1922 году в Нижегородской лаборатории была изготовлена и лабораторная модель радиотехнического аппарата для передачи изображения на расстояние, названный им радиотелескопом. В нем был впервые реализован принцип накопления зарядов, который позже, в 1930-х годах, был положен в основу первых передающих телевизионных электронно-лучевых трубок.

Радиовещание в эти годы развивалось очень бурно и быстро. Хотя сам термин “радиовещание” появился лишь в 1924 году. Произошло это в первом номере журнала «Радиолюбитель». До этого на страницах журнала «Техника связи» шла оживленная дискуссия, где слово «широковещание» (которым пользовались для обозначения радиовещания) предлагали заменить одним из следующих: «звукомет», «искромет», «радиомет» и др.

В 1924 году была создана инициативная группа «Радиомузыка». Целью этой группы было «создание концерта по радио путем проведения лабораторно-музыкальных занятий на станции имени Коминтерна». Для этого производились работы по определению типу микрофонов, изучению условия расположения артистов у микрофонов etc. Появились первые дикторы, которые искали правильные интонации радио. Как правило, это были актеры, но театральная актерская манера исполнения не годилась для нового средства коммуникации, надо было говорить не для последнего ряда, а более интимно. Первые микрофоны были угольные, и если актер начинал кричать, то выходил из студии весь черный. Через три года, в 1927 году газета «Новости радио» сообщила: «Совнарком СССР вынес специальное постановление о свободе микрофона, т.е. о праве трансляционных центров устанавливать микрофоны в любом театральном помещении для передачи спектаклей и концертов. Это постановление предоставляет всем учреждением и организациям, имеющим разрешение на радиовещание, право транслировать по радио все исполняемые в театрах, концертных залах, аудиториях и других публичных местах музыкальные и драматические произведения, лекции, доклады и т.п. без особого вознаграждения за это авторов и исполнителей, как театров и антрепренеров». К 1927 году радиослушателей в СССР насчитывалось полтора-два миллиона человек, а в Москве выпускалось 5 радиогазет.

Радиовещание в нашей стране постоянно развивается. Совершенствуются технологии. Появилось возможность записывать программы, интервью, концерты etc. Появились переносные записывающие сначала пленочные устройства, довольно тяжелые, а потом более миниатюрные. Появилось возможность монтажа звука. Ненужный кусок отрезался на большом монтажном столе, а пленка склеивалась специальным скотчем. Монтаж на бабинах на некоторых московских радиостанциях существовал чуть ли не до 2007 года. Все, что выходило в эфир, в советские времена, согласовывалось с надлежащими структурами. Без их визы материал не мог появится в эфире. И касалось это любого вида информации - начиная от новостей и кончая музыкальными произведениями. В каждом отделе были редакторы, шеф-редакторы, выпускающие редакторы etc, которые и составляли перечень того, что будет звучать в эфире. Списки, как правило, печатали на печатной машинке. Соблюдение редакционной политики и логичность вещания радиостанции осуществлял главный редактор (конечно, после согласования с руководящей партией).

По сути дела, с введением новых технологий работа радиостанции не сильно изменилась. Уходят некоторые радиопрофессии, сокращается штат. Но нельзя не заметить, что эфиры первых радиостанций иногда были гораздо разнообразнее во всех смыслах и, порой, гораздо качественнее и умнее, чем эфиры большинства современных московских радиостанций.

Студент дизайнерского вуза, блогер, ведущий интерн...  · 5 апр 2019
Развёрнутый ответ не дам, так как в деталях в эту тему не вникал. Но вот, например, на YouTube есть обзор картриджей для джингл-машины; такие использовали на американском радио с шестидесятых до девяностых годов: https://www.you... Читать далее