Во время массовой трагедии психологи работают над тем, чтобы не допустить слухов, массовой агрессии и паники. Возникнуть они могут в условиях дефицита информации. На сегодняшний день мы можем увидеть эти проявления на примере трагедии в Кемерово. Для предупреждения этих реакций активно работают СМИ, запускается работа горячей линии МЧС, где можно получить информационную и психологическую поддержку. Люди во время таких происшествий не остаются равнодушными, для некоторых такие события могут стать сильной стрессовой ситуацией, даже если человек в этот момент не был непосредственным участником трагедии, а узнал о случившемся в новостях. На горячей линии я работала с людьми, испытывающими в подобных ситуациях чувство тревоги и страха за собственную безопасность и своих близких. Я наблюдала людей, которые после массовых терактов в метро, максимально стараются его избегать и используют другой вид транспорта, и тех, у кого после крушений самолетов возникает сильный страх перед полетами. Очень важно дать возможность отреагировать аффективное состояние, чтобы в дальнейшем избежать формирование фобий.
В целом, говоря о реабилитации жертв, их близких и близких погибших, мы имеем последствия психологической травмы. Реабилитация здесь не имеет принципиальных отличий, она может по-разному строиться. Самое важное в работе с психологической травмой — это поиск ресурса, который поможет человеку самостоятельно справляться со стрессом, снизить его деструктивные последствия. Для психолога важно помочь пострадавшему адаптироваться к жизни после трагедии. В случае, когда человек потерял близкого, необходимо помочь ему «запустить» процесс переживания горя, для этого необходимо осознание пострадавшим утраты. Но потом, когда этот этап работы завершен, психологи МЧС не бросают пострадавших, а передают своим коллегам из организаций, входящих в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Еще есть люди, которым помощь психолога не требуется. И принять эту помощь или нет — выбор человека.