Если говорить о России, то в первой половине XIX в. императоры путешествовали в экипажах, зимой в санях, летом в каретах. Скорость передвижения зависела от многих факторов. Если ехали семьей, то передвигались медленнее, с остановками. Николай I много ездил по России и в европейские страны, обычно с минимальным комфортом и очень быстро. Бывали и дорожные происшествия. В 1836 г. во время посещения Пензенской губернии карета государя перевернулась и ему пришлось две недели провести в городке Чембар (с 1948 года Белинский) из-за перелома ключицы.
Совершали российские государи и морские вояжи, так в летом 1844 году Николай Павлович посетил Англию. Он прибыл из Санкт-Петербурга в порт Вульвич на корабле русского флота, а затем по суше доехал до Лондона.
В 1837 г. начала действовать Царскосельская железная дорога до Павловска, и с того времени царская семья отправлялась в загородные резиденции на поезде. В 1851 году было завершено строительство железной дороги до Москвы, и в Первопрестольную тоже стали ездить поездом, в том числе, на коронацию.
Императоры Александр II и Александр III включили в маршрут своих путешествий поездки в Крым в Ливадию. До середины 1870-х годов в Москву прибывали на поезде, а дальше пользовались привычными экипажами. В 1875 г. было завершено строительство дороги до Севастополя. Поэтому императоры отправлялись на отдых в Крым поездом. Николай II с семьей в Севастополе пересаживался на борт яхты «Штандарт», которая доставляла августейшую семью в Ливадию. На яхте путешествовали в Финляндию и совершали официальные визиты в Данию, Англию, Румынию.
В 1891 г. наследник российского престола цесаревич Николай Александрович совершил путешествие на Восток: в Индию, Китай и Японию на военном крейсере «Память Азова».