В психологии есть такая отрасль - психология развития или в отечественной трактовке возрастная психология, изучающая специфику и особенности различных возрастов человека. Каждому возрасту специфичны ведущий тип деятельности, психические новообразования и социальная ситуация развития. Например, в дошкольном возрасте ведущим типом деятельности является игра. Она определяет то новое в психике, что формируется в течении этого возрастного периода. Для дошкольного возраста новым является формирование произвольности и к концу возраста готовности идти в школу. Наиболее значимая система социальных отношений в дошкольном возрасте - интерес к так называемому "общественному" взрослому, то есть к тем ролям и функциям, которые свойственны взрослым во взрослом мире - профессиональном, семейном. А, например, в подростковом возрасте мы говорим об обретении индивидуальности, идентичности. Подросток ищет себя, сравнивает себя с другими, пробует разные роли. И значимая система отношений у него складывается в первую очередь со сверстниками. Так, в каждом возрасте есть свои возрастные задачи, которые так или иначе решаются человеком в процессе развития. И в итоге, человек приходит к обретению мудрости как финального новообразования в поздних возрастах.