День 1-й
Во-первых надо обязательно попасть в город через аэропорт Борисполь, потому что он чуть не стал аэропортом имени Малевича и, может быть, еще станет. У нас в этом году прошла активная компания по переименованию аэропорта и все было уже почти решено, но внезапно власть чего-то испугалась, мнения разделились и в результате проект был как бы заморожен. Но история была довольно шумная, в сети выкладывали фейковые билеты, на которых аэропорт значился как аэропорт Малевича – прямо современное искусство, думаю, ему бы понравилось…
Из аэропорта, конечно, все ломятся центр – на Крещатик и Майдан, но если вы Малевич, то есть такое предположение, что первым делом вы отправитесь в другой район. Чуть в стороне, но недалеко, у метро Дворец Украины за Владимирским рынком, находится улица, где Малевич жил, когда только появился на свет в 1979 году. Дом 15 по улице Бульйонской, в котором родился будущий художник, не сохранился, тут теперь научный институт, известный как институт Патона – и это конечно печально, зато эта длинная улица совсем недавно переименована в улицу Малевича и пройтись по ней, вероятно, будет приятно.
А на подходе к ней от метро (бульвар на улице Владимиро-Лыбидской) находится единственный в Киеве монумент в честь Малевича, мы его называем памятным знаком – это такой конструктивный объект в виде полого квадрата с надписью «Казимиру Малевичу».
Вообще здесь остатки таких старых киевских окраин и самое главное – недалеко от сюда находится байковое кладбище, где похоронен отец Малевича. Он похоронен в католической части этого старого кладбища, посетить которое будет достаточно интересно, так что прогулка получится на несколько часов и будет очень ностальгическая.
День 2-й
Ну а на следующий день я бы отвела Малевича в Александровский Костел – первый католический костел Киева, где его крестили через несколько недель после рождения.
Находится собор в самом центре и сюда можно подняться от Европейской площади с Крещатика по Трехсвятительской улице. Между прочим, как раз благодаря метрической книге этого костела известно о точной дате рождения Малевича, потому что сам он думал, что родился в 1878 году, то есть он жил на самом деле на год меньше, чем думал сам. Есть версии, конечно, что он, как любитель мистифицировать, с какой-то целью изменил эту дату, но скорее всего в семье, где было рождено 14 детей все это слилось в единый поток, можно было и перепутать годик, тем более, что дни рождения тогда не праздновались, а праздновались именины. В общем, пусть Малевич и не был религиозен в традиционном понимании (хотя об этом, кстати, тоже ведутся споры), сюда зайти обязательно.
Затем можно продолжить подъем по Трехсвятительской улице к древнему Михайловскому монастырю и дальше по улице Владимирской, которая во времена Малевича была центральной улицей города, прогуляться до Золотых ворот.
Это прекрасная прогулка по старому центру, где Малевич, конечно, много раз бывал, а у Золотых ворот, собственно, находится еще один Киевский адрес Малевича, это Владимирская 47 – здание, где находилась рисовальная школа Николая Мурашко. Эта школа была первым профессиональным заведением для художников в Украине. В своей автобиографии Малевич упоминал, что попал в школу Мурашко, из чего был сделан вывод, что он тут учился, хотя документальных подтверждений этому нет – но ясно, что это место для него много значило.
Он писал, что попал в мастерскую к известному нашему художнику, Николаю Пимоненко. Уже будучи зрелым художником Малевич вспоминал, что его все поразило в этой мастерской, и мольберты, незаконченные работы, и картина Пимоненко «Гапак». И это, видимо, речь об одной из версий знаменитой работы Пимоненко, она экспонировалась в Лувре и потом пропала, остались только репродукции, а вот Малевич видел ее тут – так что место легендарное.
Дальше можно пройтись по Владимирской же – до пересечения с улицей Богдана Хмельницкого. На этом перекрестке находится такое голубое здание – сегодня это конференц-зал украинской Академии наук.
Когда Малевич вернулся в Киев в качестве приглашенного профессора Киевского института искусств, он делал эскизы для росписи этого здания. Правда, эскиз не был реализован, как мы полагаем, из-за его политического содержания. Малевич изобразил там то, что мы сегодня называем критикой политики советской власти по отношению к селу. Там нарисована тревожная красная фигура крестьянки на фоне вымершего украинского пейзажа. Эскиз находится в коллекции Национального художественного музея Украины, это уникальная работа, наша гордость, но она хрупкая и поэтому хранится в запасниках, я на своих экскурсиях показываю репродукцию. Украинскую деревню Малевич очень любил, вырос в ней и, кстати, всегда считал, что крестьяне люди более счастливые, чем заводские – что, кстати, само по себе в 20-е годы уже было крамолой. В общем, тут очень много о чем можно подумать и у нас как раз будет на это время, потому что дальше путь лежит до конца длинной-длинной Владимирской улицы. И в конце за парком Тараса Шевченко, по адресу Терещенковская 9, находится Киевский национальный музей русского искусства: когда-то здесь была Киевская картинная галерея, в которой весной 1930 года прошла последняя прижизненная персональная выставка Малевича.
День 3-й
Последний день предлагаю сделать легким и непринужденным и поэтому начать рекомендую с совершенно классного места – кафе под названием Кофевино «Malevich». Оно находится с другой стороны уже знакомых нам Золотых ворот и открылось совсем недавно. Но самое интересное, что тут совсем рядом есть еще один адрес, связанный с Малевичем, но хозяева кафе об этом не знали и вообще ни о чем таком не думали и все получилось случайно. Они мне рассказали, что название такое выбрали наугад, после того как решили, что основной цвет интерьера будет черный. А между тем буквально в соседнем доме, по адресу Ярославов вал 12 находится здание посольства Польши. На его месте в конце 1920-х стоял двухэтажный особняк где, вероятно, жил Малевич, преподавая в те годы в Киеве, потому что это здание принадлежало институту и здесь селили преподавателей, у которых не было жилья. И этот адрес, правда тогда это была улица Ворошилова, фигурировал в переписке с Третьяковской галереей по поводу той самой персональной выставки в 1930 году. Но здесь не только связь времен, но и, правда, вкуснейший кофе, буквально вчера пила кофе с лавандой, также украинские вина и украинские сыры – цены нормальные, невысокие, стакан кофе 30-40 гривен, бокал вина где-то также. Это такой стоячий бар пока, но они собираются оборудовать большую комнату для кинопросмотров – возможно я теперь буду со своими экскурсиями к ним заходить, может мы даже какую-то мультимедийную часть экскурсии с ними придумаем.
Ну а выпив и закусив, идем дальше по Ярославову валу, к месту, где будет кульминация нашего путешествия. На Львовской площади перейдем через дорогу, выйдем на Вознесенский спуск и пройдя немного по нему, увидим большое красное здание – нам сюда!
Это Национальная академия изобразительных искусств и архитектуры, бывший Киевский художественный институт, где и преподавал Казимир Малевич в 1928 – 1930 годах. Это первый и главный сейчас вуз для художников, архитекторов, сценографов и всех слушателей традиционных художественных дисциплин Киева.
А в 20-е годы здесь осуществлялся уникальный проект, который ректор института Иван Врона назвал «киевский Баухаус». Он мечтал о том, чтобы превратить киевский институт в новейший художественный вуз и поэтому пригласил в помощь себе «варягов», как тогда их называли – приезжих художников авангарда. В основном они приехали из разных городов Советского Союза, потому что начиная с середины 20-х годов на формальные направления в искусстве начались гонения и художники искали место, где они могли реализоваться, оставаясь свободными. Так кроме Малевича тут появились Татлин, Пальмов, Голубятников (лучший ученик Петрова-Водкина), Александр Богомазов уже работал здесь, согласился даже приехать из США Александр Архипенко и многие другие. И благодаря найденным в прошлом году в Киеве неизвестным ранее текстам Малевича, мы знаем, что он здесь работал над созданием кабинета экспериментального ИЗО, то есть фактически это было продолжение той новаторской педагогической теории и практики, которые Малевич начал разрабатывать еще в Витебске, затем продолжил в Ленинграде, и вот, потом – в Киеве. В какой именно аудитории работал Малевич мы не знаем, уже в 1930-м все эти возможности были перекрыты и здесь: Врона был уволен вместе со всем своим прогрессивным составом, а Архипенко так и не успел приехать. И со всем, что тут создавалось, советская власть поступила довольно зверски: например, в одном из кабинетов были фрески, которые делали ученики известного авангардиста Бойчука – так их просто заложили плиткой. Недавно реставраторы открыли кусочек фрески – вот я думаю, что Малевичу, попади он вдруг сюда каким-то чудом, интересно было бы взглянуть на эту дыру в плитке и этот кусок фрески, как слой того времени, частью которого он был…
Вы на сотню лет ошиблись с первой датой