В демократических политических системах существуют три основных канала обратной связи между гражданином и системой государственного управления.
Первый и самый главный из них – это выборы. Участвуя в выборах, человек может продемонстрировать свою гражданскую позицию, высказаться за тех кандидатов, партию или партийный список, которые ему симпатичны. Тем самым он способствует выборной ротации людей, занимающих государственные должности и, соответственно, принимающих решения. Выборы в демократиях происходят регулярно, на разных уровнях, не только на высшем уровне, но и на муниципальном, местном, где решается большинство вопросов, непосредственно касающихся жизни людей.
Второй канал обратной связи (или канал влияния, если хотите) — это деятельность общественных организаций. Человек может участвовать в деятельности общественной организации и тем самым способствовать решению той проблемы, которая кажется ему важной.
Третий канал обратной связи, он же канал влияния, — это медиа, или, более широко, публичность. Выступая публично, высказываясь о том, что волнует, человек также влияет на общественное мнение. Точнее говоря, создает его. А в демократиях общественное мнение влияет на тех, кто принимает решения, потому что им, рано или поздно, предстоит участие в выборах.
Если вы живете не в демократии, то вы не являетесь полноценным избирателем: от вашего участия в выборах не зависит их результат. А также, например, от результатов выборов в парламент не зависит состав правительства. Ведь у вас не парламентская демократия, правительство назначается президентом, а не формируется партиями, которые сумели завоевать доверие избирателей на выборах.
Тем не менее, если какие-то выборы всё же у вас проходят, то имеет смысл в них участвовать. Имеет смысл обратить внимание на выборы представительных органов, особенно на муниципальном и региональном уровне. Там цена вашего голоса выше. Поскольку требуется меньше голосов для получения мандата, явка обычно ниже, а мандатов разыгрывается несколько, то относительно небольшая группа организованных избирателей в состоянии избрать собственного депутата и получить некоторый рычаг влияния на дела. Поэтому не забывайте про выборы.
Деятельность общественных организаций не так влиятельна в недемократиях, как в демократиях, но совсем пренебрегать ими трудно: они обладают моральным авторитетом, их могут возглавлять известные люди, которые пользуются общественным уважением. Они имеют опыт, знания и экспертизу в своей области. Например, организации, которые помогают детям-сиротам или приемным семьям; пациентские организации, объединяющие людей с определенными заболеваниями и их родственников, союзы юристов и правозащитников. Они часто знают свою сферу лучше, чем государственные чиновники, поэтому к ним тоже вынуждены прислушиваться.
Инструмент публичности, хоть и не так эффективен без прямой связи с избирательными кампаниями, но, тем не менее, та проблема, которая становится публичной и привлекает к себе массовое внимание, труднее замалчивается. И государственные органы вынуждены как-то к ней адресоваться.
Также, общаясь с бюрократией, не забывайте о том, что она склонна воспринимать сигналы определенного рода. С бюрократией надо общаться бюрократическими инструментами. Например, у всех органов власти есть такая форма работы, как прием граждан (или прием обращений граждан). Имеет смысл писать обращения и приходить на эти приемы. Так вы станете видимы для государственной машины, иначе она вас не заметит. Надо иметь в виду, что то, что нам кажется могучим инструментом публичности (например, выступления в социальных сетях) может быть незаметно для госчиновников: они не читают социальных сетей. А письма в госорганы до них дойдут. И тогда однажды, на совещании, на котором вы не будете присутствовать и о котором даже не узнаете, некий чиновник встанет и скажет: «А мне пришло 400 обращений граждан». Для них это будет элементом реальности. А то, что вы написали в Instagram, не будет, потому что они вас не прочитают. Поэтому этот бюрократический инструментарий, который часто презирается как формальный и ни к чему не ведущий, на самом деле, имеет свою эффективность. Повторюсь: чтобы стать видимым для государственной машины, вы должны говорить с ней теми методами, которые ею воспринимаются, посредством тех каналов, которые до нее доходят.
И самое главное: нет никакого одного инструмента, который поможет вам повлиять на решение той проблемы, которую вы хотите решить. «Серебряной пули» не существует. Комбинация публичности разного рода, общения с госслужащими на тех площадках, на которых они появляются, обращений по официальным каналам и давления сочувствующих вам людей внутри власти позволит вам с бо́льшим основанием надеяться на успех.
Надо помнить, что, если вы общаетесь с государственной машиной, с первого раза никогда ничего не получается. И со второго, и с третьего. Настойчивость, повторяемость и системность должны быть вашими инструментами. Если вы рассчитываете чего-то добиться, вы должны помнить, что вам на это нужно будет потратить время и комплексные усилия. Разовая акция, как бы она ни была эффектна, может привлечь к вам внимание, но не решит вашу проблему. С нее можно начать, но нельзя никогда надеяться только на это.
+референдум