В большинстве случаев никак. Во многих муниципальных школах есть некая профориентация. Она начинается с 7-9 классов и в основном состоит из знакомства с ВУЗами и основными предметами,которые там преподают. Имеет ли это какой-то смысл при выборе профессии – нет! Большинство студентов (и уж тем более школьников) понятия не имеют кем хотят работать. Многие взрослые люди меняют профессию несколько раз и это не плохо. У человека меняются интересы, мир и рынок вокруг тоже не стоит на месте. И сейчас есть огромное количество разных прикладных курсов, которые можно пройти – не так дорого и не так долго. Если посмотреть на официальную статистику и например, мою личную эмпирическую, малое количество выпускников работает по специальности.
Что же касается школ и даже ВУЗов – в большинстве из них в педагогическом составе работают исключительно теоретики, которые объясняют книжную науку, не имеющую практически никакого отношения к текущей рыночной конъюнктуре. Есть редкие исключения, когда в ВУЗах и школах организовывают семинары, приглашая людей из бизнеса. Тогда есть реальная возможность школьнику или студенту услышать из первых уст про ту или иную профессию, ее плюсы и минусы. Но таких первопроходцев в школах мало. И это зависит даже не от Директора школа, а от самой системы. Для того чтобы сделать такой (даже абсолютно бесплатный для школы) семинар, нужно получить согласие всего педагогического совета (представители которого достаточно консервативны) и родительской общественности, половине из которой в принципе эта тема не очень интересна.
Если говорить о коммерческих организациях, предлагающих услуги по профориентации, как и во многих других сферах, много шарлатанов или псевдоспециалистов, опять же с теоретической/книжной подготовкой.