Customer journey map – карта пути клиента, фиксация взаимодействий потребителя с товаром/услугой, действия потребителя до и после покупки продукта.
Как создать customer journey map
Для начала нужно напомнить основные отличия карты пути клиента от воронки продаж: customer journey не линеен (потребитель может пропускать какие-то этапы или возвращаться на них) и включает общие эмоции человека от взаимодействия с компанией.
Далее разберем, как составить customer journey map: инструкция поможет структурировать данные и максимально правильно показать движение потребителя по воронке продаж.
1. Определение целей схемы
Выбрать цели нужно для того, чтобы правильно составить вопросы и выяснить проблемы, мотивы, чувства, потребности покупателя. Customer journey можно создавать для одной или нескольких целей, примеры:
2. Сбор данных об аудитории
Чтобы построить customer journey map, нужно знать портрет вашего типичного клиента. Для этого соберите как можно больше данных: кто он, где живет, какие у него ценности, интересы, хобби, род деятельности, семейное положение, уровень дохода и т. д. Основные данные вы получаете, когда пользователь проходит регистрацию на вашем сайте/приложении или делает заказ. Расширьте эти блоки данными в личном кабинете, попросите клиентов их дозаполнить. Часть информации можно получить из социальных сетей (предлагайте пользователям регистрацию в один клик с помощью авторизации через соцсети, так данные подтянутся автоматически). Чтобы собрать дополнительную информацию, можно провести анкетирование с помощью Google Forms.
Предлагайте опросы только лояльной аудитории, чтобы увеличить шанс на успех – предложите выгоду: промокод, скидку на избранные товары и т. п. Также можно использовать личные звонки: составьте небольшой список вопросов, чтобы не отнимать много времени. Еще несколько методов понять вашего покупателя – пройти путь клиента (customer journey) самостоятельно, или привлечь “тайных покупателей”.
Когда информация собрана, проанализируйте ее и выделите несколько основных персонажей. Портрет клиента, или персонаж, – это собирательный образ, который имеет реальные личностные качества и четкие цели. Персонажи по-разному реагируют на стоимость, они отличаются желаниями, эмоциями, целями, поэтому для каждого персонажа создаем отдельную customer journey map.
3. Описание движения клиента от знакомства с брендом до постоянных покупок
Сразу нужно оговорить, что порядок действий клиента может быть хаотичным и не соответствовать бизнес-процессам.