Какого-то универсального ответа тут быть не может: в конце концов, все мы страшно непохожие друг на друга читатели — со своими вкусами и жанровыми предпочтениями. При этом определенно есть смысл периодически сверяться с лучшими отечественными филологами — в особенности с теми, кто сам очень хорошо пишет и говорит.
Все книги, которые я рекомендую, можно читать на Букмейте бесплатно — перейдите по этой ссылке и активируйте промокод для пользователей TheQuestion.
«Работы о теории. Статьи» Сергея Зенкина.Набор необходимых текстов для понимания того, что происходило с мировой литературой в XX веке — и почему она сейчас так выглядит. А еще — хороший гид по гуманитарной мысли того же периода: будете твердо знать, про что там писали Барт, Рикер, Шкловский, Беньямин и другие мудрецы прошлого столетия.
«Теория литературы. Введение» Терри Иглтона.Курс марксистского литературоведения — но не того его противного извода, что царил в Советском Союзе, а франко-британской выучки. Плюс — завоевания русского формализма, одной из самых влиятельных филологических школ своего времени. Для первого знакомства с предметом, пожалуй, не подойдет, но для стереоскопического представления о темах и контекстах мирового литературоведения — самое то.
«Проза. Поэзия. Поэтика» Юрия Щеглова.Автор комментария к «Двенадцати стульям» и «Золотому теленку», близкий друг Александра Жолковского и просто великий русский ученый — на любимые темы. Чем «Доктор Живаго» похож на книги Диккенса? Как Булгаков описывал Сталина? Что такое «административный роман»? Под тысячу страниц чисто читательского — не говоря уже про академическое — удовольствия.
«Серебряный век» Олега Лекманова. Курс лекций специалиста по творчеству Есенина и Мандельштама об эпохе, которая их породила, — и ее главных героях. Узнаете, почему вся русская проза XX века выросла из «Мелкого беса», поймете, как устроена пьеса «На дне», и научитесь различать символизм, акмеизм и футуризм.
«Писатель как сотоварищ по выживанию» Олега Юрьева.Тайная история русской литературы — где главными героями становятся не классики из школьного кабинета, а маргиналы, отщепенцы и непризнанные гении. Важная книга для того, чтобы навсегда запомнить: парадными именами наша словесность не исчерпывается, и за каждым Николаем Гумилевым стоит свой Тихон Чурилин.
А что значит отрефлексировать? Как правильно это сделать?