В 2017 году Алексей Кудрин, ныне председатель Счетной палаты РФ, представил президенту РФ Владимиру Путину новую программу «Стратегия социально-экономического развития страны на 2018-2024 гг.». Занимался разработкой программы Центр стратегического развития, председателем совета которого был тогда господин Кудрин. Так вот, эта самая программа построена на фундаментальном базисе – цифровизации всех секторов экономики, в том числе и системы образования.
Образование в его новом наполнении, с учетом научного прогресса, и, конкретно цифровизации, сможет выступить не только фактором развития, а дополнительным импульсом для построения новой прорывной экономики. И это уже происходит. В доказательство тому – первые, достаточно успешные шаги в использовании дистанционного формата в процессе обучения в средних, профессиональных и высших учебных заведениях в 2020-2021 гг.
Что касается роста, здесь важно не забывать о внешних факторах: геополитика, экономический кризис, расстановка сил на рынке энергоресурсов и т.д. Они, конечно давят на показатели роста, но если образование конкурентоспособно, качественно, если педагоги знают и умеют работать в цифровой среде, то именно цифровизация образовательных процессов станет своего рода инжектором для внедрения нового российского образования, которое будет готовить современные продвинутые и востребованные кадры для новой экономики. Что уже сейчас, например, делает Образовательный центр «Сириус» - он готовит плацдарм для цифровой экономики – готовит цифровые, технологичные, креативные кадры. Сегодня сложно себе представить инженера-проектировщика, который не имеет понятия как разрабатывать проектную документацию объекта капитального строительства онлайн, или врач, не знающий как внести данные в ЕГИСЗ и проч.
Еще один момент – Россия стоит на первом месте среди 50 самых развитых стран по уровню цен и скорости Интернет-соединения. Есть, конечно, вопросы, например, интернетизация некоторых субъектов не дотягивает до 50% (например, Камчатский край – менее 40%). Но этот вопрос сейчас активно решается, и таких регионов осталось немного. Однако именно низкая цена на цифровые технологии может стать драйвером для цифровой реформы образования. А образование, как известно, это кадры, это технологии, инновации, это растущая экономика. Все взаимосвязано.