Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как понять, какое произведение искусства (фильм, например) является культовым? И кто решает, стало ли это произведение культовым или еще нет?

Искусство и культураКино
Дмитрий Терентьев
  ·   · 4,7 K
редактор RussoRosso, исследователь поп-культуры  · 15 июл 2015

Статус культовости произведения — тонкое понятие. В широком смысле его используют, чтоб описать «сильно-сильно любимый» фильм (я сконцентрируюсь на примере кинематографа), но это не совсем точно. Картин, которые кому-то сильно нравятся, много, но не все среди них обладают культовым статусом.

Культ — термин из религиозного глоссария. Соответственно и любовь к фильму в этом случае — не обычная крепкая симпатия, но нечто вроде умопомешательства и преклонения, сопровождающегося экстатическим поведением аудитории. Всё это может выражаться в ритуалах, которые поклонники выстраивают вокруг своего объекта поклонения. Самый известный пример — бесспорно культовое «Шоу ужасов Рокки Хоррора». На полуночных показах, регулярно идущих в США до сих пор, собираются команды поклонников фильма и управляют ритуальным действием во время сеанса. Они не ограничиваются ношением костюмов героев «Рокки Хоррора», выкрикиванием реплик в экран и обстрелом друг друга из водяных пистолетов, но ещё и вычисляют «девственников» (зрителей, впервые пришедших на сеанс) и символически лишают их девственности. Вокруг фильма «Плетёный человек» о современных шотландских язычниках сложилась традиция каждый год устраивать фестиваль кельтской музыки на месте съёмок, ритуально сжигая в финале большую фигурку, скопированную из оригинальной картины.

Как видно, культовое кино не обязательно любимо широкой аудиторией («Звёздные войны» — скорее, исключение). Более того, часто такие фильмы проваливаются в широком прокате, но становятся предметом поклонения именно одной узкой группы преданных фанатов. Главное здесь — зрительская активность, противопоставляющая собственную систему ценностей официальной иерархии кинематографического истеблишмента. Культовый статус произведению придаёт аудитория, а критики и теоретики лишь фиксируют возникший в результате феномен.

Фильм является культовым, если он вызвал громкий резонанс в обществе, когда вышел. Например, "Изгоняющий дьявола" (1973) Уильяма Фридкина. Когда кинотеатры вынуждены были крутить его круглосуточно, потому что желающих... Читать далее