Педагоги давно выступают за то, чтобы переосмыслить «неудачу» в позитивном ключе как «возможность для обучения», но когда неудача воспринимается слишком остро и часто в негативном ключе, она может привести к приобретенной беспомощности.
Приобретенная беспомощность — это психологическое состояние, связанное с чувством потери контроля, оно заставляет учащихся отвлекаться от усилий, даже если они достижимы и явно приведут к успеху.
Это явление развивается рано, поэтому крайне важно, чтобы преподаватели начальной школы понимали и осознавали это состояние. Педагоги старших классов также должны быть осведомлены об этом явлении, поскольку оно пагубно влияет на успеваемость и психическое благополучие, как показано
в эксперименте 2007 года, в котором взрослые студенты колледжа отказываются от классной задачи всего за несколько минут.
Примеры того, как выученная беспомощность может проявляться в классе:
- Отказ принять помощь, даже если учитель неоднократно ее предлагает.
- Разочарование, ведущее к тому, чтобы легко сдаться.
- Недостаток мотивации.
- Снижение самооценки и самоэффективности (например, предоставление множества причин, по которым решения не работают)
Очень важно изучить, ЧТО учащиеся получают от неудач, КАК они объясняют неудачи и закрепляют ли педагоги такое объяснение? Например, как учитель реагирует на ошибку ученика?