Самый простой способ "погрузить" человека в виртуальную реальность - это использовать смартфон, картонные очки (кардборд) и специальные приложения, демонстрирующие сферический контент. При этом, демонстрировать этот контент лучше всего сидя во вращающемся кресле и напоминать, что смотреть можно во все стороны.
Смартфоны
Эффект погружения и эмоционального впечатления обеспечивается за счет того, что гироскоп и акселерометр, встроенные в большинство современных смартфонов, следят за поворотом головы человека и вращают сферическое изображение или игру в том же направлении. Таким образом, мозг человека начинает воспринимать показываемое ему изображение похожим на реальность.
Список совместимых телефонов можно найти здесь - http://googlecardboard.ru/info/sovmestimost/
Приложения
Если ваш смартфон поддерживает режим очков виртуальной реальности (режим кардборда), то можно найти огромное количество хорошо снятого контента на специальных видеохостингах для сферического видео, видео 360. Платформы, которые есть как для Android, так и для iOS: Youtube, Vrideo, Littlestar, GoPro VR. Кроме этого, есть большое количество приложений, которые вы можете установить на телефон и показывать сферический контент: Arte360, The New York Times VR, Ascape (специализирующееся на видео о путешествиях), DiscoveryVR, Within, Google Spotlight Stories, Jaunt. Из российских приложений следует отметить RT360, VR 24, Prosense. Особого внимания заслуживает приложение Google Expeditions, в котором вы можете быть проводником со своего телефона/планшета, а зрители (те же бабушки, дедушки, дети, школьники в классе) - участниками экспедиции. Вы сможете сами скачать экспедиции со всего света в формате статичных фотопанорам, показывать и рассказывать что это за места и чем они примечательны, так как вам, как проводнику, будет предоставлена вся информация (на английском). Кроме этого, на андроиде есть платформа с разнообразным контентом Samsung VR.
При загрузке этих приложений вы увидите возможность просмотра видео как в обычном режиме, при которым вы можете вращать телефонов вокруг себя или пальцем крутить сферу, либо же перейти в режим "кардборда".
Так как на на Youtube большинство роликов не сферическое, постарайтесь добавить в поисковый запрос "360" в дополнение к названию, и вам будут показываться более подходящие результаты.
Просмотр сферического видео требует хорошей связи и видео чаще всего предлагается в двух вариантах - для скачивания и воспроизведения с телефона либо же со стримингом онлайн. В первом случае нужно учесть, что, в среднем, видео занимает от 150 Мб до 1 Гб.
Во втором - что качество видео будет зависеть от качества связи и во время просмотра может быть дискомфортно в случае, если изображение ухудшится.
Очки/шлемы виртуальной реальности для смартфонов
Самая простая система для просмотра сферического видео в формате виртуальной реальности - Google Cardboard и его аналоги. Их можно купить в пределах 500-600 рублей, можно даже заказать тираж собственных кардбордов и дарить друзьям/коллегам как сувениры с собственным брендингом – именно так многие известные бренды и популяризировали VR, раздавая кардборды бесплатно тысячами.
Однако у картонных шлемов есть множество недостатков - очень простые линзы без возможности их подстройки под зрение, легко мнущийся картон, следы пота на картоне, создающие дискомофорт.
Сделать картонные очки вы можете и сами – инструкции по сборке доступны на сайте Google Cardboard, вам лишь нужно будет найти линзы, продающиеся сейчас уже много где.
Более сложные шлемы стоят дороже, и они уже сделаны из пластмассы и с более дорогими линзами. VRbox, BoboVR являются шлемами "попроще", в то время как российские шлемы Fibrum или французские Homido гораздо более качественные. Если мы говорим о показе пожилым людям, имеющим проблемы со зрением, то имеет смысл искать шлемы, в которых возможна индивидуальная подстройка линз (как, например, в Homido), или же использующие, на мой взгляд, самые качественные линзы, помогающие подстроиться практически под любое зрении, как в шлемах Fibrum.
Вершиной качества/возможностей в мобильном VR являются шлемы и экосистема Samsung Gear VR - это и шлемы с собственными датчиками, панелью управления и возможностью подстройки, но эти шлемы работают только с флагманскими телефонами Samsung - S6, S7, Note 4, Note 5. В экосистеме GearVR есть десятки приложений, и качество изображения там изначально выше, чем в приложениях для кардборда, но такое качество требует больших ресурсов, поэтому Gear VR и поддерживается только небольшим количеством телефонов.
Однако сейчас уже свои экосистемы (телефоны и шлемы) появились и у Google (Google Daydream) и Xiaomi.
Как снять самому сферический материал в 360?
Далеко не все места можно найти в виртуальной реальности и многое нужно снимать самому. Сделать это можно как с использованием обычных смартфонов (сделать сферическую фотопанораму), так и при помощи специальных камер 360.
На телефонах Android есть приложение - Cardboard Camera. Она не покрывает всю сферу 360x180, а только горизонтальные 90 градусов, но позволяет снять видеопанораму таким образом, что при просмотре в очках создается стереоэффект. То есть это не только панорамное видео, но и видео с эффектом объема. Также во многих фотокамерах на андроиде есть возможность снять с эффектом "полной сферы", которое также можно воспроизвести в Cardboard режиме.
Видеоматериал в 360 снять сложнее - для этого нужна специальная камера. На рынке сейчас представлено несколько вариантов, стоимость которых находится в пределах 25-45 тысяч рублей. Все они управляются с помощью приложений для телефонов, часть камер сразу же позволяет "сшить" полносферное изображение на телефоне и показать сразу же в кардборде/очках:
Ricoh Theta S - прекрасная сферическая фотокамера, но видео она снимает всего лишь в разрешении 1920x960, а это разрешение не одного "кадра", а всей сферы, так что изображение получается недостаточно четким и детали могут быть размыты. Зато это камера позволяет делать прямую трансляцию 360 (в довольно плохом качестве, но все же) прямо на youtube. То есть вы можете быть где угодно, подключить камеру к ноутбуку, настроить трансляцию - а дома это изображение (с небольшой задержкой) показывается уже в формате 360 вашим бабушкам и дедушкам.
Kodak SP360 4K - одна камера покрывает только 230 градусов обзора, поэтому для создания полной сферы нужно две камеры, сшиваемых специальной программой, идущей в комплекте с камеры (они так и продаются как dual pack)
Homido 360 - сферическая экшн-камера, также ограниченная видеоразрешением 1920x960, зато легко надевающаяся везде, куда можно прикрепить обычную камеру GoPro.
LG 360 - камера, похожая на Ricoh Theta S, но с чуть большим разрешением видео. Которого, к сожалению, все равно недостаточно для четкого изображения видео, но фото получаются неплохие.
Samsung Gear 360 - самая лучшая, на мой взгляд, из доступных прямо сейчас камер, так как она снимает сферическое изображение в UHD 4K - 3840x1920. Этого достаточно чтобы, передать детали, а маленький круглый размер делает ее удобной для установки и перевозки. Однако это камера работает только с телефонами Samsung (теми же самыми, которые поддерживают очки Gear VR). С помощью приложения можно поменять настройки, а также очень оперативно загрузить видео уже в "сшитом" сферическом формате, засунуть в очки GearVR и показать окружающим полноценное видео.
Nikon KeyMission 360 - новая камера от Nikon, тесты которой говорят о наиболее высоком качестве изображения из всех "мобильных" камер. Однако она пока еще не поступила в широкую продажу.
Для айфонов есть камера-насадка Insta 360 nano, позволяющая снимать сферическое фото и видео прямо на айфон, а также делать прямые трансляции в 360. У Insta также есть и самостоятельная версия камеры, Insta 4K, которая также заслуживает внимания
Более профессиональные системы построены на использовании группы одинаковых камер (чаще всего GoPro), поставленных в специальные риги-держатели так, чтобы охватывать все 360 градусов с легкими захлестами, благодаря которым и получается "сшить" изображение. Для этого используется профессиональные программы и это требует гораздо больше ресурсов и времени, но и качество такого изображения сильно выше.
Созданное сферическое изображение записывается как файл mp4 и является простым видеофайлом (в специальной, так называемой эквидистантной проекции), которое можно загрузить в любую монтажную программу и склеить как обычный видеоролик. Самое важное - соблюдать пропорции кадра 2:1 (1920x960, 3840x1920 и т.п.). Созданное видео можно загрузить на youtube (после добавления специальных метаданных, а данная функция уже встроена в Adobe Premiere начиная с версии 2015.3), на фейсбук, а также на любой из перечисленных сферических видеохостингов. Либо же загрузить как файл на свой смартфон и воспроизвести его через специальные плееры - VR Player, Homido Player и множество других.
В итоге, самое важное в VR360 – показывать качественное, четкое изображение и убедиться, что на шлеме правильно настроен фокус линз. Звук также немаловажен для более полного погружения, поэтому наушники предпочтительней динамика самого смартфона. В последнее время набирает популярность возможность использования пространственного звука, в котором происходит усиление того или иного звука если человек поворачивается в сторону объекта. Такое усиление производить сильное впечатление на людей и они гораздо ярче верят в правдоподобность показываемого им изображения.
Спасибо за такой развернутый ответ!