Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как изменялись способы изучения кино?

Кажется, в современности уже недостаточно умозрительных концепций, теорий и архивных находок. Появляются всё новые и новые цифровые инструменты, которые позволяют анализировать и обрабатывать данные, будь то тексты, геолокации или сами изображения. Как всё это влияет на изучение кино? Порождает ли какие-то новые теории?

ТехнологииКино+3
Ира Марголина
  ·   · 6,9 K
(Почти) историк кино, преподаю историю раннего...  · 3 мар 2021

Отвечу не совсем по теме новых инструментов, но про то, как дигитализация помогает кино-исследователям. Как известно, периодическая пресса является одним из источников информации о состоянии кино на тот или иной период времени. Но старые газеты и журналы далеко не всегда проиндексированы, и в поисках того или иного сюжета раньше приходилось днями, а то и неделями просиживать в библиотеках: если повезет, журнальчик можно пролистать, а если нет - ломай глаза на тусклом свете аппарата для микрофильмов.

К радости исследователей все больше библиотек постепенно отцифровывают свои коллекции и - если позволяет законодательство по авторским правам - выкладывает их в доступ в сеть.

Например, Библиотека им. Некрасова в России (в разделе "периодика" можно выбрать тему кино) или BNF (Gallica) во Франции. В последней лежит в открытом доступе значительная часть французской периодической прессы межвоенного периода, и даже если OCR технология портала несовершенна, можно искать термины/сюжеты/персоналии по поиску в тексте. С помощью этих инструментов можно отследить, например, "карьеру" того или иного старого фильма в кинотеатрах (напомню, что кинотеатры регулярно публиковали свои программы именно в периодической прессе).

Сложно сказать, изменит ли это кардинально методологию истории кино, но можно с уверенностью заявить, что бОльшая доступность источников позволяет находить новые кусочки пазлов, узнавать больше деталей про акторов событий, а также развеять часть устойчивых мифов (например, о том, что советское кино заграницей, помимо Эйзенштейна, Калатозова и Тарковского, никто не знал и смотрел)

2 эксперта согласны

каждое открытие вносит свой вклад, исследователи это и изучают