За ВШЭ не скажу, потому что поступала в СПбГУ, но вот несколько общих рекомендаций (скомпилировала из ответов на вопросы абитуриентов разных лет, так что извините за повторы):
Во-первых, творческие в разных вузах могут очень сильно отличаться. Кто-то учитывает публикации в СМИ, кто-то нет. Где-то это просто устное собеседование, на котором тебя могут спросить хоть про любимую породу ёжиков покойной прапрабабки, а где-то есть список вопросов, по которым можно готовиться. В общем, на сайте обычно есть инфа, почитай её. И к сочинению список требований тоже разный. У нас в СПбГУ даже есть критерии оценки, это вообще супер удобно.
Точно нужно будет знать имена журналистов, которые нынче пишут. Можно и Чехова вспомнить, но лучше нынешних. Марину Ахмедову, Юлию Латынину, Константина Мильчина, Дмитрия Соколова-Митрича (у него ещё есть замечательнейшая книжка "Реальный репортёр", офигительный учебник по журналистике). Надо показать и на собеседовании, и в сочинении, что ты не человек с улицы, которой просто нужно куда-то поступить, а человек, который регулярно читает газеты, новости, следит за событиями, знает, чем занимается журналист и всё такое.
Попробуй поискать в группах абитуриентов нынешних студентов и спросить про конкурс у них, они обычно много знают и охотно отвечают.
Главное, что вам понадобится – минимальные знания о журналистике. То есть, нужно уметь говорить, что такое журналистика, почему и как она влияет на общество, какими качествами должен обладать журналист. Лучше выбрать нескольких современных и нескольких классических журналистов, которых тебе нравится читать. например, Марина Ахмедова, Соколов-Митрич, Аграновский, Светлана Рейтер. Запомните пару их материалов и упомяните их в сочинении, хотя бы вскользь. Это можно сделать в любой теме. Откройте список этих тем и подумайте, что бы вы могли написать на каждую из них.
- Примеры в сочинении лучше основывать на фактах современной жизни, чтобы доказать, что ты в курсе текущей ситуации. А ещё лучше - на том, как эти факты освещают СМИ. Я, например, писала про репортаж Марины Ахмедовой с Украины. Можно обращаться к истории, но лучше – в качестве вспомогательного материала. Начинать можно с общих слов. Главное - не затягивать с этим и сделать так, чтобы эти общие слова не были банальными, а выражали какую-то оригинальную мысль. Почитать можно, например, колонки Андрея Мовчана, у него много мыслей по самым разным темам, которые можно позаимствовать.
- Главный критерий оценивания – "Выявление общественно значимой проблемы, стоящей за фактами исходного сообщения". Помни: "общественно-значимую проблему" можно найти везде! Если досталась "Интересная тема в газете" – потрясающе! Пишите о любом понравившемся материале из недавно прочитанных, порассуждайте о нём, приведите в пример парочку подобных. Или дополните примерами из жизни. Может, вы вообще найдёте какую-то тенденцию газетных публикаций, появившуюся в последние месяцы. Если тема "Любимое слово" – выбери социально-значимые слово и проследи, как медиа его трансформируют. Например, слово "патриот". Какое внимание ему уделялось раньше и какое уделяется теперь, и с чем это связано, и кто как пишет о патриотизме – в общем, простор для воображения.
- Формулировать тему как в ЕГЭ по русскому ни в коем случае не надо! Главное, чтобы текст был связный и последовательный. Если пишешь о патриотизме в журналистике – пиши о нём, а не о внешней политики Америки. В конце должен быть вывод, а лучше – вопрос ("Мы видим патриотизм как воинственное движение. А как будут смотреть на него наши дети, пережившие Путина, Обаму, санкции и антисанкции, живущие в другой, открытой миру стране?").
Ничего не бойтесь и удачи!
P.S. Не могу не написать. Вообще-то, если ты хочешь быть не телевизионным или радио журналистом, а печатником, то на журфаке тебя ничему не научат и только загрузят бесполезной теорией.
Большое тебе спасибо! Обязательно пройдусь по всем перечисленным пунктам.