Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как писать прозу в стиле модерна? Какие нужны навыки, техники, приёмы?

Искусство и культураЛитература+2
Иван Вавилов
  ·   · 923
Писатель, поэт, литературовед, филолог, переводчик...  · 20 сент 2018

Для начала необходимо понять разницу между такими понятиями как модерн и модернизм.

Модерн – это совокупность направлений декоративно-прикладного искусства (живопись, скульптура и др.), а также архитектуры в конце XIX - начале ХХ вв. Главной идеей модерна стал отказ от нарочитой искусственности форм – творцы брали за основу природу, в которой нет ни прямых линий, ни прочих идеальных вещей. Наиболее яркими представителями модерна являются Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха, Огюст Роден, Густав Климт и др.

Модернизм,в свою очередь, представляет собой не только прикладное искусство, но и литературу. Помимо этого он тяготеет к авангардному мировосприятию, то есть к разрушению устоявшихся норм и правил. Однако смешивать модернизм и авангард – нельзя. Под авангардом подразумевается кубизм, сюрреализм, футуризм и прочие радикально настроенные «–измы», в то время как модернизм содержит в себе литературу потока сознания, имажизм, символизм и экспрессионизм.

Для более детальной информации можете прочитать мою статью об особенностях модернизма:

Читать статью «Основы модернизма» в Телеграм

С терминами разобрались, а теперь перейдём к сути вопроса.

Стоит отметить, что чистым модернистом вы никогда и ни за что не станете попросту из-за того, что вы живёте в эпохе постмодернизма. Однако не стоит расстраиваться, так как эти вещи имеют много общего и оперируют одинаковым набором нарративных техник. Отличие лишь в том, что модернизм был элитарным искусством, направленным на образованную публику, а вот постмодернизму свойственно совмещать в себе разнообразие целевой аудитории. Качественный постмодернистский текст подразумевает использование приём «двойного кодирования». Суть этого приёма в том, что произведение оказывается с двойным дном – автор намеренно прячет в текст зашифрованные символы, образы и отсылки (одним словом это называется интертекст), которые при их расшифровке и понимании открывают совершенно другой смысл произведения. Короче говоря, автор попросту играет с читателем.

Постмодернизм активно использует творческое наследие предшественника, так что форма произведения может быть идентичной к типичному модернистскому тексту. Давайте посмотрим на главные орудия модернизма:

1. Поток сознания. Подразумевает подробное воспроизведение мыслительного процесса человека. Для текста, полностью написанного в этой технике, характерен акцент не на событийной сюжете, а на особенностях восприятия того или иного героя (или даже нескольких героев). Для большего понимания советую ознакомится с произведениями следующих модернистов:

  • Вирджиния Вулф («Волны», «Миссис Дэллоуэй», «На маяк», «Орландо»);
  • Джеймс Джойс («Джакомо Джойс», «Улисс»).
  • Марсель Пруст (цикл романов «В поисках утраченного времени»);
  • Уильям Фолкнер («Шум и ярость»);
    2. Акцент на символе. Как было сказано ранее, в модернизм также входит и символизм. Это направление отличается тем, что автор говорит о вещи не прямо, а зашифровывает её в череду образов, тем самым придавая произведению аллегорический характер. Наиболее яркими символистами стали, конечно же, поэты. Стоит отметить следующие имена:

  • Шарль Бодлер (статья: «Шарль Бодлер: цветы в дыму гашиша»);

  • Поль Верлен (статья: «Поль Верлен, а также ещё немного о символизме» (Телеграм | ВК);
  • Артюр Рембо (статья: «Пьяные корабли Артюра Рембо» (Телеграм | ВК);
  • Стефан Малларме;
  • Уильям Батлер Йитс;
  • Томас Стернз Элиот.
    Читать статью «Символы и символизм» в Телеграм

Или в ВК

А теперь необходимо сказать самую важную информацию.

Реалистическая сторона модернизма, представленная творчеством таких писателей как Томас Манн, Генрих Манн, Герман Гессе и др., характеризуется глубоким психологизмом и акцентом не только на внутренний мир персонажа, но и на влияние окружающего мира на сознание героя. Тогда это было чем-то новым, но сейчас этим никого не удивишь. Что касается произведений Генри Джеймса Лоуренса, то он стал, не побоюсь громких слов, предтечей такого направления как грязный реализм. Опять же, описанием секса никого сейчас не удивишь, а тем более, если вы пишите о нём в манере того же Лоуренса. Если вы станете «наследником» Гессе и прочих модернистов-реалистов, то модернистом вы от этого, увы, не станете.

Также необходимо понимать, что важной частью модернизма является литература «потерянного поколения», которая была актуальной исключительно в первой половине ХХ века. Вы можете вдохновляться такими авторами как Ремарк, Хемингуэй, Барбюс и Фитцджеральд, но ваш текст в любом случае будет лишь запоздалым отголоском, если даже не сказать второсортной копией, тех произведений, которые имеют под собой базу в виде впечатлений людей, переживших две мировые войны. Ориентируясь на «потерянное поколение», вы напИшите психологический военный роман, но никак не станете в один ряд с тем же Хемингуэем попросту из-за того, что вы не были частью того самого «поколения».

То же самое касается и причисления себя к модернистам. Вы можете копировать их, вдохновляться произведениями того времени, однако модернистом вы не от этого не станете. Напротив, вас станут называть постмодернистом, так как вы априори будете обыгрывать на свой лад типичные модернистские нарративные техники.

Эпоха постмодернизма тоже уже закончилась)