Полагаю, что сами оценки в школе влияют только на желание человека учиться, а от этого желания уже совершенно естественным образом зависит вся дальнейшая судьба, поскольку чем лучше и активнее человек учится, тем, как правило, он лучше думает, тем лучше он умеет преодолевать разнообразные препятствия, тем больше у него готовности делать не только то, что хочется, но и то, что просто надо. Словом, если человек хорошо учится, то у него значительно выше возможность в дальнейшем хорошо работать.
Чтобы научить человека учиться, приходится на него в какой-то мере давить, в том числе и путем расстановки оценок. Все многочисленные нынешние предложения об отмене школьных оценок и убеждения человека в том, что он хороший без доводов, приводят только к разрушению сознания.
Я учился хорошо, даже на отлично. Я хотел учиться, то есть я делал, что хотел. И особой надобности подстегивать меня, как правило, не возникало. Не всем везет так, как мне: многие мои одноклассники учились не потому что хотят, а потому что их к этому принуждают. Но, судя по дальнейшей судьбе одноклассников, они тоже очень тепло потом вспоминали это принуждение к учебе, ибо по ходу дальнейшей жизни убеждались, что правы были их учителя, а не они.
Обогнал Вассермана