В целом в предыдущих двух ответах написано все хорошо и правильно, но есть не очень внятное определение оператора. На практике встречается как просто оператор, так и оператор постановщик. Оператор в данном случае - это больше техническая, хотя и творческая профессия. Основная задача оператора - записать картинку в соответствии с замыслом режиссера. В этом случае световую схему обеспечивает гафер с осветителями опять же в соответствии с замыслом режиссера. Как правило оператор даже не отвечает за фокусировку, а это задача отдельного человека - фокус пуллера. Техническая часть работы с камерой его тоже не особо затрагивает т.к. как есть отдельные технические люди и ассистенты, которые выполняют настройку камеры, проверку, смену объективов и т.д. Но это скорее в большом кино. Часто операторы работающие на менее крупных коммерческих проектах выполняют гораздо больше работы. Также существует понятие оператор-постановщик. Этот человек выполняет гораздо больше творческих задач. Он и руководит командой гаферов и осветителей определяя как должна выглядеть и быть освещена картинка. Определяет композицию и размещение героев в кадре. На многих коммерческих съемках -
это основной человек, который определяет что и как будет сниматься в соответствии со сценарием. Конечно он тоже работает вместе с режиссером, но значительную часть режиссерской работы он берет на себя. В российском кинематографе было такое понятие как второй оператор, но в современной зарубежной практике такого понятия практически не встречается, но есть такой человек, как DIT (Digital Imaging Technitian - Технолог цифрового изображения). По мнению Питера Джексона - в цифровом кинопроизводстве это главный человек на площадке. DIT начинает работу над проектом на ранней, препродакшн стадии. Его первой задачей является построение рабочего процесса (workflow) с материалом начиная с контроля за соблюдением параметров настроек камеры. Он определяет параметры съемки с учетом технических требований к конечному материалу, подсчитывает необходимое дисковое пространство, разрабатывает систему логирования, хранения, архивирования и транспорта материала от камеры и до студии. В егообязанности также входит разработка коммутационных схем с учетом особенностей съемок и контроль съёмочного процесса, а также качества получаемых видеоматериалов. Так что. как видите, большая часть технической нагрузки ложится именно на этого человека.
На мой взгляд, в операторской работе - мастерство оператора постановщика - это то. к чему надо стремиться. Очень стыдно за операторов которым режиссер и сценарист объясняют как должен быть построен кадр и почему так, как построил кадр оператор - некрасиво.
Отличный ответ!