Абстрактная живопись не отображает видимую действительность. Это, по сути, сочетание форм и красок, хотя на некоторых полотнах могут присутствовать и фигуративные элементы. К абстрактной живописи относятся и монохромные картины – полностью написанные одним цветом. Яркий пример – «Черный квадрат» Малевича. Многие работы такого рода тяжелы для восприятия. Отсюда и вопросы о том, как определить качественность абстрактной картины. И критика в стиле: «Так и ребенок нарисует», «Так каждый может».
Технически действительно несложно нанести на полотно несколько мазков. Разница в том, что это будет только имитация картины, потому что за этими мазками должна стоять какая-то идея, переживания художника, его мировоззрение. Если эта картина вызвала сильные эмоции у зрителей, независимо от того, что на ней изображено, значит это качественная работа.
Если же говорить о том, как определяется «качественность» при отборе работ для музея, то обычно туда попадают те произведения, в которых личная история (путь художника) перекликается с историей эпохи. Смысловая и визуальная составляющая тоже важны. Но чтобы картину признали значительной работой, достойной представления в известном музее, необходимо сочетание всех четырех факторов.