Мы часто говорим о внутренней целостности, обычно предполагая под ней некоторое блаженное состояние, когда нам хорошо и ничего не нужно. Но целостность, на мой взгляд, — это другое. Целостность включает в себя не только приятные вещи, но и крайне негативные. Даже самое негативное чувство, которое захватывает нас полностью, говорит о том, что наш организм реагирует целостно на какую-то ситуацию в окружающем мире. Это чувство — сигнал и толчок нам, чтобы мы что-то сделали, что-то изменили в окружающем мире.
Вокруг «негативного» чувства часто выстраивается наша идентичность. Например, идентичность нарцисса строится на стыде, а более здорового невротика — на вине. Человек, при этом, хотя и не ощущает внутренней целостности, но он гораздо более целостен, чем тот, у кого чувства приглушены. Личность такого человека построена из разрозненных кусков разного материала, размера и цвета, и куски эти расположены неравномерно, вкривь и вкось. Но тем не менее такая личность вполне себе жизнеспособна и по-своему красива. Ей помешало более гармонично и красиво сформироваться в свое время отсутствие поддержки со стороны окружения, и потому человек наспех напичкал себя интроектами и какими-то особенностями характера и поведения окружающих людей, чтобы справиться с трудностями жизни. Но сам факт того, что он это смог сделать, говорит о том, что он достаточно целостен.
Я убежден, что человек по мере своего развития и взросления становится все более целостным, если что-то явно этому не мешает. Чаще всего человек мешает сам себе, в силу привычки или страха что-то менять. Личность человека становится все более гармоничной и красивой, и он пытается избавиться от чужеродных кусков, которые слишком выбиваются из общего рисунка. Проблема здесь в том, что эти куски хоть и чужеродные, но тем не менее вполне успешно выполняли свою функцию, обеспечивая устойчивость и жизнеспособность личности в условиях жизни. И потому человек, вытаскивая их из себя, начинает чувствовать внутреннюю пустоту и страх. Этот процесс наиболее характерен для стадии взросления и сепарации от родительских фигур, но это не значит, что он случается только в молодости, это может произойти и в зрелом возрасте. Из-за страха люди в этот период обычно яростно критикуют фигуры тех людей, которым принадлежали эти куски. Мама и папа в большинстве случаев оказываются недостаточно хорошими, даже если старались, как могли. На самом деле за этой яростью скрывается собственная беззащитность и уязвимость, с которой сталкиваться очень больно.
Застраивать внутренние пустоты, возникающие в процессе собственной «реновации», чем-то своим достаточно трудозатратно, это очень долгий, кропотливый процесс. Пойди еще найди это свое, пойми что твое, а что нет. Поэтому очень хочется заполнить их чем-то подходящим и уже готовым. Часто получается, что это готовое новое очень похоже на старое (как часто люди состоят в отношениях с людьми, похожими на родителей?), либо наоборот очень непохоже («назло родителям»). «Новые» элементы в результате так и остаются чужеродными и неассимилированными. Внутренней целостности не становится больше.
Как же быть в такой ситуации? Ведь она кажется безвыходной. Если коротко, то можно ответить так. Сначала нужно столкнуться с собственным бессилием и уязвимостью, и всеми переживаниями, которые им сопутствуют. Делать это нужно рядом с человеком, который видится Вам более целостным, чем Вы. В противном случае можете рассыпаться еще больше. Лучший вариант, на мой субъективный взгляд, — это психотерапия. Потому что в обычной жизни почти всегда оказывается, что люди заполняют пустоты друг друга, и более целостными не становятся, а впадают в очень сильную эмоциональную зависимость друг от друга. Собраться можно только об кого-то, кто более целостен, чем Вы, но при этом не станет злоупотреблять Вашим зависимым положением из-за собственной уязвимости.
После столкновения с уязвимостью придется начать искать свое и кропотливо, день за днем, привносить это в свою жизнь. Понять, что свое, а что нет, можно с помощью того же ощущения собственной целостности (на поиск этого ощущения и его калибровку нужно время). Что или кто делает Вас более целостным, но, при этом, Вы не впадаете от этого в зависимость? Нащупать эту середину между увлеченностью чем-то и личной автономией тоже бывает достаточно сложно.
На весь этот процесс могут уходить годы психотерапии, в зависимости от того, что было в ее начале. И вообще, честно говоря, этот процесс никогда не заканчивается, даже если Вы и завершили терапию. Жизнь меняется, люди уходят и приходят, мы взрослеем, и мы просто вынуждены поспевать за этими изменениями. Чем больше у Вас будет такого опыта изменений, тем более красивый рисунок своей жизни и себя в ней Вы сможете создавать, тем более целостным Вы будете себя ощущать, и тем больше удовольствия будете получать от жизни.