Актуальный вопрос.
К сожалению, пока у нас интеллектуальный труд ценится не достаточно. Клиент не задумывается, что за дизайн-макетом стоит несколько часов жизни человека. Почему-то оплата пары часов клининг-менеджера не вызывает сомнений, а дизайнера... За что? Картинку, которая не нравится? И не важно, что задача выполнена по ТЗ, дизайнер (и не один) затратил на работу несколько часов, а то и дней. Не нравится - платить не буду. С этим сталкивался хоть раз каждый дизайнер. И это крайне не справедливо.
Конечно, если речь идёт об откровенно слабой работе, то да, придется согласиться и признать поражение. Но если работу выполнял профи, с многолетним опытом, и ответ "не, мне не нравится, квадратики не те", то здесь остается как раз делать то, о чем и вопрос.
Мы часто сталкивались с разного рода ситуациями. Скажу честно, не все заканчивались успешно для дизайнеров, но мы проработали свою систему защиты (уверена, она есть или должна быть в системе всех агентств). Почему именно защиты? Потому что клиент априори всегда прав. Защищать приходится именно труд и часы жизни дизайнеров, художников, копирайтеров, верстальщиков, программистов и других специалистов. Вот ряд наших правил для менеджеров:
- На берегу договориться обо всех нюансах сотрудничества. Что считается выполненной работой, сколько вариантов вы даёте в рамках стоимости и сколько правок вносите. И заранее без зазрения совести сообщить, что если все сделано по ТЗ и проработано по договоренности, но требует дополнительных правок - оплата такая-то. Когда в договоре учтены все детали сотрудничества - процент успеха выше.
- Четко составить ТЗ. Если клиент не знает, чего хочет (а это бывает часто), придется поработать психологом и поиграть с образами. Идеально, собрать пазл/мудборд из понравившихся картинок, чтобы вытащить из головы клиента максимум.
- Сдавать макеты не просто кинув картинки с монтажной области, а сделав мокапы с лучшими на ваш взгляд вариантами. Около 80% заказчиков не могут свизуализировать, как будет выглядеть их макет в действии. А их это очень волнует. Мокап увеличивает шанс успешного завершения сделки.
- Защитить свои макеты. Почему Вы сделали так, а не иначе. Не бойтесь объяснять свою позицию. Это как в отношениях - муж никогда не догадается о желаниях жены по ее мимике. Проще и быстрее сказать в лоб.
- Форма общения. Ролевой образ - мудрый Каа. Абсолютное терпение и спокойствие, уважение к оппоненту. Если кричать и ругаться, переходить на личности и принижать клиента "вы ничего не знаете и не понимаете" - это до добра точно не доведет. Показаться дураком - это совсем не то, что хочет заказчик.
- Если же всё-таки конфликт возник, лимит правок исчерпан, а макет не сдан, важно понять, кто не прав. Честно разобраться. Это вы не поняли задачу или же клиент передумал в процессе? Если первое, то просто необходимо вернуться к началу, снова все изучить и перечитать (в спокойном состоянии), может даже попросить кого-то посмотреть свежим взглядом (у нас поэтому работает над проектом команда, кто-то да увидит просчет, если он был), и, конечно, исправить, сделав ещё 3 (не больше) варианта на выбор в виде бонуса. Если же второй, то так же спокойно и честно переговорить с клиентом, вроде: "к сожалению, это вы передумали, а не мы ошиблись, поэтому нам надо найти компромисс. дизайнер потратил часы на работу над вашим проектом и ожидает за них оплату. Вы можете сейчас оплатить работу и закрыть заказ, подумать, каким же всё-таки хотите видеть результат и вернуться к нам скажем через неделю. Мы доработаем проект уже с новыми вводными данными. О цене договоримся." И дать скидку в качестве того самого компромисса, если это необходимо.
Это лишь несколько сценариев и рекомендаций. На самом деле их десятки - все зависит от случая. Самое важное - выполнять работу на профессиональном уровне, держать себя в руках и уважать человека на той стороне. Как говорилось в одном фильме - хочешь сказать неприятное не обидев - говори с улыбкой и мягким голосом, он должен чувствовать себя комфортно, как дома, а не на поле боя.