«По образу и подобию…»
«… И со всякого человека, с одного за другого взыщу душу человека. Кто прольет кровь человека, того кровь прольется человеком, ибо по подобию Б-га создал Он человека. (Берешит 9:5)
В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. "… По подобию Б-га создал Он человека» — это центральная идея Торы. Б-г раскрыл нам Себя как дух и источник жизни, добра и любви; так и человек, по сути своей существо духовное, способен давать жизнь, нести людям добро и любовь.
Поэтому лишить человека жизни — тягчайшее преступление. Убийство — не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца. Рука убийцы лишает мир присутствия Б-га. Сказано в
Талмуде: «Тот, кто убьет хотя бы одну душу — уничтожит целый мир. А тот, кто спасет хоть бы одну душу — спасет целый мир» (
Мишна, Санедрин 4:5).
Ценность жизни неизмерима, и сократить ее даже на мгновение — значит совершить убийство.
Заповедь «Не убивай» — шестое из Десяти Речений
Есть такой рассказ про атеиста, который при встрече с раввином заявил, что тоже соблюдает Десять Заповедей, поскольку на них основана общечеловеческая мораль. Затем, правда, выяснилось, что он не слышал о заповеди чтить Субботу, а следовательно, субботу не чтил. К тому же, будучи убежденным материалистом, живущим в рамках западной культуры, он искренне верил и поклонялся целому ряду современных идолов, не догадываясь о запрете Торы. В довершение всего он не выполнял заповедей, требующих признания существования Всевышнего, а также запрещающих напрасно произносить Его Имя. Он не всегда уважительно разговаривал со своими родителями, как того требует заповедь «почитай своих отца и мать».
И, лишь когда очередь дошла до заповеди «не убивай», атеист облегченно вздохнул: «Вот ее-то я и имел в виду, когда сказал, что тоже соблюдаю общечеловеческие законы и правила! Эту заповедь я исполняю на все сто процентов».
На это раввин заметил: «Не спеши. Ты хоть знаешь, что она означает?»
Итак, шестая по счету заповедь — «не убивай». Тора однозначно запрещает убивать.
Более того, запрещено прямо или косвенно подвергать опасности человеческую жизнь. Торой декларируется абсолютная ценность жизни, ради сохранения которой она разрешает и в крайних случаях даже требует нарушить многие другие заповеди.
Маленькое отступление. На страницах русскоязычной прессы иногда можно встретить совершенно нелепые обвинения: мол, репатрианты, поселившиеся в религиозном квартале, не могут вызвать «скорую помощь» в
Субботу, а в каком-то месте машину «скорой», которая ехала к больному по срочному вызову, ортодоксы забросали камнями. Заметим: те, кто выливают подробные бредни на невинные головы читателей, нарушают важную общечеловеческую заповедь:
«не бредь». Но об этом запрете мы поговорим в другой раз, а пока — запрет на убийство.
В случае угрозы человеческой жизни Тора отменяет все субботние ограничения. За примерами далеко ходить не надо. Обратите внимание — кто приезжает за роженицами в Субботу? Причем не только в религиозные кварталы. Вся бригада «скорой помощи», включая шофера и санитара, состоит из хасидов, — настоящих, с пейсами и в кипах. Иногда можно видеть, как религиозный еврей, прервав субботний покой, сам везет жену в приемный покой родильного отделения.
Ибо запрещено подвергать жизнь опасности. При даровании Торы Десять заповедей были запечатлены на двух каменных Скрижалях Завета и размещены парами — одна против другой. Заповедь «Не убивай» соседствует с первым
законом «Я — Всевышний». Получается, что нарушение этой заповеди, т.е. убийство, означает, по сути, отрицание Творца Вселенной (см. выше, что Убийство — это своеобразный бунт против Творца).
«Не убивай!» — одна из трех заповедей, о которых сказано:
«Умри, но не сделай» (в ту же группу входят запреты на
идолопоклонство и некоторые виды
прелюбодеяния.) Что это означает? Если тебе скажут: «Убей такого-то человека, а иначе мы убьем тебя», — надо ответить: «Разве моя кровь краснее его крови?»
Другими словами, следует предпочесть собственную гибель убийству по принуждению. Иначе знай, что ты совершаешь преступление, нарушая запрет на убийство.
У заповеди «не убивай» есть связь с предыдущей, пятой заповедью, говорящей о
почитании отца и матери. Сказано: тот, что материально обеспечен, но не помогает своим старым, нуждающимся родителям, подобен убийце.
В то же время эта заповедь предостерегает нас от другой крайности: например, любящему сыну, ревниво берегущему честь и достоинство родителей, запрещено покушаться на жизнь их обидчика, а родителям нельзя требовать этой мести от своих детей.
Запрет «не убивай» распространяется на всех людей: евреев и неевреев, мужчин и женщин. Он входит в число
Семи заповедей сыновей Ноаха, данных всему человечеству задолго до Синайского откровения и дарования Торы.
Убийство ради жизни
И все же иудаизм далек от пацифизма. Более того, он считает эту идею аморальной. В Торе есть особая заповедь предотвращения убийства: «Не стой на крови своего ближнего». Среди прочего, в нее входит обязанность вовремя остановить потенциального убийцу. Тот, кто этого не делает, фактически поощряет преступление.
Если можно остановить убийцу, не убивая его, то так и надо поступить. Другими словами, в этом случае его просто запрещено убивать. Но если очевидно, что «гуманные» методы не дадут результата, то необходимо идти на крайнюю меру пресечения.
Убивать разрешено также в следующих случаях.
- При самозащите: если кто-то покушается на вашу жизнь, вы обязаны опередить его, убить этого человека (если другого спасения нет), прежде чем он осуществит свое преступное намерение.
Спасая свою жизнь, можно убить нападающего, но оберегая свою жизнь, убить того, кто не нападает — значит совершить преднамеренное преступное убийство.
- На человека, исполняющего приговор суда, в этот момент тоже не распространяется запрет «не убивай».
- Разрешается вести оборонительные войны. Если стране объявлена война и ожидается нападение, допускается превентивный удар.
Разрешено убивать противника на войне, ибо война считается коллективной формой самозащиты.
- Если нет другого способа воспрепятствовать не только убийству, но и изнасилованию, человек имеет право и даже обязан убить преступника.