Если я правильно поняла вопрос, то этот прием называется "Разрушение четвертой стены". То есть, актер "разрушает" воображаемую стену, которая разделяет его и зрителя, помогая еще больше погрузиться в то, что происходит на экране.
Этот прием очень распространенный, сходу могу вспомнить фильм Михаэля Ханеке "Забавные игры", где истязатели периодически обращаются к зрителю со своими размышлениями; "Амели", где в камеру (на зрителя) смотрит не только главная героиня, но и большинство героев; сериал "Офис", который вообще снят как документалка, и герои, вроде бы, обращаются к съемочной группе, но классический взгляд в камеру Джима Халперта в духе "ха, ребят, вы это видели?" как раз играет эту самую роль - позволяет нам лучше ощутить атмосферу фильма и воспринимать героев как людей, которые находятся рядом, в реальном мире.
Если вы хотите узнать о большем количестве фильмов, где использовался этот прием, то тут снова поможет всемогущий Кинопоиск, нужно ввести в ключевые слова фразу "Разрушение четвертой стены". Но я бы была аккуратнее - легко наткнуться на спойлер.
Одним из первых фильмов, где использовался этот прием в кинематографе является "На последнем дыхании" Жана-Люка Годара 1960 г. - один из фильмов-визиток Французской новой волны. Герой Жана-Поля Бельмондо обращается напрямую к зрителю.
Не уверена, что вы правы, ведь герой Спейси обращался именно к зрителю, а не просто рассуждал
В позднем кинематографе Алексея Германа-старшего очень часто актёры бросали какие-нибудь реплики прямо в камеру. «Хрусталев, машину!», например, или «Трудно быть богом».