Попробуйте представить себя в роли кредитора, а остальных людей, с которыми вы взаимодействуете – в роли заемщиков, с позиции которых вы тоже являетесь заемщиком. Каждый участник таких отношений кредитует других следующими маркерами уважения:
доверием,
эмпатией,
уважением личного пространства,
которые этими другими взаимно кредитуются ему. Например, при более-менее ответственном взаимном кредитовании этими маркерами преобладающим количеством участников отношений, большинство людей:
может пройтись по улице, не опасаясь получить удар ножом в спину (доверие);
понимает, что при ударе ножом, каждый встречный ощутил бы боль, сравнимую с той, которую ощутили бы в подобной ситуации они сами плюс столкнулись бы со сходными проблемами, вроде оплаты лечения и всего такого (эмпатия);
не размахивает ножом около других людей, даже если получает от этого удовольствие (уважение личного пространства).
Возьмем другой пример. Скажем, бомж, путешествующий в метро и воняющий на весь вагон, нарушает ваше личное пространство своей вонью и теряет в ваших глазах доверие (наверняка ведь он будет вонять и при следующей вашей встрече), но не эмпатию («каково было бы самому так вонять?», «что было бы со мной, если я вел бы подобный образ жизни?») и не уважение личного пространства (вы в ответ вряд ли станете пренебрегать личной гигиеной перед следующей поездкой в метро). Однако, каждый волен поступить иначе и выбросить бомжа на очередной станции, отказав ему в эмпатии и нарушив его личное пространство.
Очевидно, что три упомянутых взаимокредитуемых людьми элемента конвертируются друг в друга не по конкретной формуле, а по ситуации, поэтому в прикладной этике находят широкое применение «case studies». На мой взгляд, наилучшей стратегией будет определение базового уровня доверия, эмпатии и уважения личного пространства, которым вы готовы кредитовать любого случайного человека по умолчанию. Просто, за то, что он - человек. А потом включать кейс стадис и действовать по ситуации, но так, чтобы самому не дискредитировать себя, а дискредитированным помочь приобрести собственное уважение.
И раз уж речь зашла о Дзэн, то представьте себя в полном людей общественном бассейне, где принято справлять малую нужду, находясь в воде. Можно покинуть бассейн, но настоящий бодхисатва, видя такую возможность, вернется в воду, попробует отучить людей ссать в нее и проведет некоторых до душика.