Достаточно просто - нужно научиться отличать факты от их оценок и интерпретаций, а сами оценки воспринимать критически.
Факт - это именно событие, которое установлено с высокой степенью исторической достоверности. К примеру, точно известно, что Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом был подписан 23 августа 1939 г. - это факт. А вот как оценивать этот документ - как преступление советского режима, или как его грамотный политический ход, - это уже интерпретации, к которым нужно относиться с осторожностью.
В то же время, в обычной жизни это соглашение гораздо более известно как "пакт Молотова-Рибентроппа", то можно сделать вывод, какое мнение является доминирующим, учитываю общепринятую негативную коннотацию слова "пакт". Каждый раз произнося это слово применительно к советско-германскому договору, Вы следуете наиболее распространенной общественной оценке и уже заранее определяете свое негативное отношение к нему, без какого-либо критического осмысления.
Есть один хороший критерий определения того, что Вас хотят заранее настроить на определённое восприятие материала - это обилие эпитетов в духе "сильнейший", "мощнейший", "величайший", и т.д. Или наоборот - "ужасный", "бесчеловечный", "преступный" и т.д. Когда встречаете эти слова, сразу задаваете вопрос - какие у авторов критерии определения этой "сильнейшести" и "мощнейшейсти". Если они четко не раскрыты (к примеру, отсутствует ссылка на нарушенные нормы законодательства при охарактеризовании какого-либо деяния в качестве преступного), то поздравляю - Вас не только хотят заставить поверить во что-то, но даже не считают нужным объяснять, на чем основывается подобное суждение.
Денис, скажите, а как мне понять какое мнение из двух уважаемых историков более достоверно, а какое менее?