Думаю, я начала понимать классическую музыку в начальных классах. Наша классная руководительница ставила нам, например, Чайковского, а потом спрашивала, у кого какие ассоциации и мысли приходили в голову во время прослушивания. Потом она рассказывала нам, что хотел донести композитор своим произведением или же в какое время была написана музыка.
много слушать музыку в принципе
потом захочется перейти уже к ней.
это происходит потому что гармония более простых жанров вам просто надоедает.
Выписывать в столбик фамилии композиторов-классиков, названия их произведений, "обязательных к прослушиванию", гуглить эту музыку, а потом мучась, умирая от скуки и насилуя себя пытаться это слушать - по-моему это ужасный путь в никуда. Вряд ли это поможет полюбить классическую музыку и уж понимать - точно нет.
Предлагаю вам альтернативный и облегченный вариант. Найдите в Сети всего одну книжку - она называется "Неполная и окончательная история классической музыки". Написал её замечательный британский актер и популяризатор Стивен Фрай. Это очень веселая и остроумная книжка, вам точно будет нескучно её читать. Автор, блестящий рассказчик, меломан и знаток, рассказывает историю появления и развития музыки, начиная от Месопотамии и Древнего Египта, словно это забавный анекдот. Но при этом он чётко придерживается фактов и попутно простым языком поясняет значение множества специфических понятий и терминов, типа "контрапункт", "антифония" и т.д. - без чего невозможно научиться понимать классическую музыку.
То ускоряя повествование, то задерживаясь на важных событиях, именах и произведениях, Фрай доводит историю классической музыки до самого конца ХХ века.
Почему мне кажется привлекательной такая идея "вхождения" в классику: даже если она (классика) "не пойдет", в любом случае вы прочитаете прекрасную нескучную книгу. Во-вторых, она поможет выстроить определённую систему, даст представление о различных стилях и их развитии.
А вот в процессе чтения, если вас заинтересовал очередной рассказ о музыкальном произведении, стоит найти его в Сети и прослушать, соединив прослушанное с прочитанным. Понимание придёт само - с подсказкой талантливого гида. И можно гарантировать, что будет множество чудесный открытий.
Классическая музыка, как правило, сложна для понимания из-за использования необычной гармонии (сочетания аккордов), ритмики. Для неподготовленного человека это может показаться слишком сложным и поэтому не интересным.
Я рекомендую начинать с более простых произведений, а также с тех, что у всех на слуху. Например, «Лунная соната» Л.Бетховена, «В пещере горного короля» Э.Грига, вальсы И.Штрауса. Внимательно прослушивать их, подмечать интересные моменты, анализировать движение мелодии, гармонии, ритм. После чего уже переходить к новым произведениям.
Конечно, чтобы освоить игруна на музыкальном инструменте, нужно начинать заниматься музыкой с раннего детства (5-6 лет.) Тогда знакомство и освоение классического музыкального искусства произойдёт само-собой, постепенно и систематично. Но если музыка для вас всего лишь хобби и вы хотите познакомиться с классической музыкой уже будучи взрослым, состоявшимся человеком, то на мой взгляд нужно начать с теории и немного ознакомиться с историей этого искусства. Почитайте биографии известных композиторов: Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена и тд. Это действительно очень увлекательно! Затем займитесь элементарной теорией музыки, узнайте, что такое звук, метр, ритм, размер, жанр, ознакомьтесь с различными муз. формами и стилями. А потом найдите хорошего репетитора и постарайтесь освоить какой-либо несложный инструмент, например гитару.)
Очень радует, что многие люди стремятся понимать классическую музыку. Недаром древние говорили, что самое высшее наслаждение заключается в слушании музыки. Но этого мало, люди хотят понять как "устроена" классическая музыка. Им может помочь "Книга о музыке" Никитиной Г.М. Её принципиальное отличие от других изданий о музыке в том, что в ней даются определения средств муз. выразительности на основе слушания многочисленных фрагментов. Книга учит на слух определять все компоненты музыки - мелодию, аккомпанемент, гармонию, лад, тембр, темп, фактуру. Даётся определение интонации, муз. формы и т.д. И только после этого автор приступает к анализу муз.произведений. Буду признательна узнать от читателей данной книги - могла ли помочь она им в их замечательных поисках.
Первое. Нужно иметь желание её слушать. Так сказать - внутреннюю потребность. Не могу сказать, откуда она берётся. У меня отц любил, и поэтому всегда что-то звучало.
Второе. Очень бы хорошо, если что-то из классики понравилось. И хорошо бы, чтобы это было что-то хорошее. У меня такой музыкой оказалась сороковая симфония Моцарта в исполнении Баршая. То есть - лучше не придумать.
И потом потихоньку, танцуя от условного Моцарта в одну сторону, и от условного Баршая - в другую, потихоньку расширять кругозор. Благо, сейчас интернет позволяет. А нам в те годы приходилось на Арбат в Мелодию ездить и что-то себе выискивать.
Третье. Ни в коем случае не вестись на признанных великих. Не нравится - и пусть с ним. а тебя пусть все считают непонимающим.
Так я всю жизнь не любил некоторых великих. К примеру, из композиторов Чайковский, Бетховен. Из исполнителей - Ойстрах, Гилельс, Рихтер. Надо быть несколько выше общего мнения. Хорошая музыка и хороший исполнитель - это то, что нравится именно тебе! Никакого объективного критерия не существует.
И вот идя от композиторов и исполнителей понравившихся, начинаешь совершать собственные открытия. И оказывается, что в мире есть некоторое количество классных исполнителей и множество так себе.
Что далеко не все признанные авторы - вершина музыки для тебя. Что есть очень много композиторов, которые не на слуху, но великолепны.
Что же касается музыкальной грамотности, то и без неё можно прожить.
Помните, о слушатели! Композиторы писали не для исполнителей, а для вас - слушателей. Ну, и денежек заработать хотели.
Один примерчик, о мнениях профессионалов, оценивающих чьё-либо творчество.
Был такой австрийский композитор - Антон Брукнер. Всю жизнь он писал и переписывал симфонии, а музыкальная профессиональная общественность ему разъясняла, что он всё делает неправильно. И при жизни он был не шибко признан.
Потом вдруг допёрло до музыкантов, что Брукнер - один из величайших симфонистов. И сейчас он весьма исполняем.
Это я помянул в подтверждение тезиса, что хорошая музыка эта та, которая нравится тебе, слушатель.
Пара реплик от дилетанта (который всё же любит любую хорошую музыку, а вовсе не только классическую).
В общем, всё сложно.