Как человек, посвятивший 4 года своей жизни вокальному творчеству (как вы указали, для себя), попробую ответить.
Редко какой человек безнадежен в области вокала. При усердии и хорошем наставнике, возможно довольно многое. Не Нетребко и не Хьюстон, но достойно спеть у костра на дружеской посиделке - почему бы и нет?. Есть, конечно, алмазы, которые научились петь без педагога (но алмазы - это еще не бриллианты), есть люди... право, безнадежные. Но и те, и те встречаются нечасто.
Если по теме, то я мало представляю, как можно поставить голос без хорошего педагога. А лучше нескольких, т.к. у каждого наставника своя школа и свой подход. Педагог важен, поскольку он может научить профессиональным приемам (а пробовали ли вы брать ноту не ртом, а... местом чуть выше бровей :D ?) , распевкам, укажет на ошибки и просто убережет от проблем со связками. Последние два пункта вы никак не сможете обеспечить самостоятельно.
Поэтому, если вы школьник или студент, но желания получить именно проф. образование и корочку нет, то стоит присмотреться к тем ресурсам, которые часто могут предложить ваши учебные заведения. Например, у меня в мечтах учебы подобные имелись: что в школе (студия музыкального театра), что в нынешнем вузе (вокальная студия + хор) . Если таковых нет, то их вполне можно поискать в местных ДК.
Если же интересующийся вопросом уже вышел из такого возраста, то стоит рассмотреть вариант учебы в какой-нибудь вокальной студии или студии при муз. театре. Дороже, можно нарваться на непрофессионалов, но это лучше, чем рвать связки самостоятельно.
Что же можно сделать самостоятельно?
1 и, наверное, самое главное - начать слушать качественную вокальную музыку. Если вам интересен джаз - то это должны быть качественные исполнители, если академка - тоже не первый попавшийся, который вам показался неплохо поющим. Вы не поверите, сколько посредственных непрофессионалов в обеих этих областях. А, занимаясь самостоятельно с педагогом, плюс слушая хорошую музыку, вы реально в скором времени начинаете ловить и фиксировать огрехи других исполнителей.
Но, что главное, качественная музыка... Я не знаю, как это объяснить с научной точки зрения, но для меня это прописная истина: слушая хорошую музыку, ты настраиваешь свой голосовой аппарат. Он отзывается на то, что слышат уши. И лично я, выходя с концерта или спектакля, где звучала качественная музыка, сразу после могу довольно многое. Вот без шуток, хорошая музыка если и не заменяет хорошую распевку, но однозначно полезнее для голоса, чем вообще без музыки или, не дай боже, плохая музыка.
2 - самостоятельно можно освоить распевки (ютуб и видео-уроки в помощь). И распевки - это не трехнотка на одну гласную букву, это целый каталог упражнений на дикцию, на правильное звукоизвлечение, на физическое сопровождение звука, на рост диапазона, в конце концов. Часто они смешные, на первых парах с ними работать довольно смущающе, но без них, увы, никак. Именно на распевках учатся. А далеко не на песнях. Если у вас есть фортепиано, и вы умеете на нем по минимуму играть, то вообще прекрасно.
Но помните о соседях)
3 - не рвите глотку в караоке и ни в коем случае не пойте на улице в холодную погоду. Серьезно. Пока я активно занималась, стоило пару минут попеть на холодной погоде - и теряла на несколько дней голос.
Надеюсь, кто-то сможет дополнить мой список.
Удачи!
Боюсь, я навлеку на себя народный гнев, но чтобы годно петь ДЛЯ СЕБЯ , я просто пью ..... Поверьте и учиться ничему не нужно..... У Вас уже есть талант и ему просто нужно немного помочь раскрыться ....
О, как же я согласна! Стоить забросить на некоторое время, и потом надо время восстанавливать наработанное.
Один мой препод говорил, что женщина должна петь маткой XD
И ведь верно говорил.