Личным примером и включением ребенка в состав активных членов семьи. Взрослый что-то делает по дому и предлагает ребенку присоединиться. Например, мама подметает, ребенок вытирает пыль.
Маленькие дети очень часто хотят помогать взрослым, просят об этом. На первых порах от их помощи больше неудобства, чем порядка. Но постепенно ребенок делает все лучше и лучше (он учится). Если не давать малышу возможность помогать, его стремление в дальнейшем угаснет. Важно этот момент желания помогать не пропустить.
Говорить о важности порядка. Если ребенок сделал что-то по дому, обязательно отмечайте это и хвалите. Радуйтесь тому, как стало чисто, какой он у вас помощник, выражайте любовь и одобрение.
У детей должны быть свои обязанности по дому. Например, дошкольник сам убирает за собой игрушки, самостоятельно умывается и чистит зубы, может накрывать на стол, вытирать пыль (в зонах доступности, разумеется). У подростка эти обязанности расширяются, например, пылесосить, выносить мусор, мыть посуду. Если обязанности выполняются, выражайте одобрение и благодарите за помощь. Если нет, говорите о своих чувствах, без критики и обвинений. Разговаривайте с ребенком спокойно, это важно. Можно составить договор, подростки всегда поддерживают справедливость. Обсуждайте и договаривайтесь. И всё получится.