Сыну 5 лет, и он очень характерный, несговорчивый, на уговоры не идет, вспыльчивый. Я конечно понимаю, что во многом и я не образцовый отец, пытаюсь с собой бороться, и мне присущи перечисленные качества, да наверное и многим в нашей семье. Пытаюсь договариваться, разговаривать, обьяснять, просить но он у нас парень принципиальный ( есть в кого ). В сад идти так это скандалы почти каждое утро, все уговоры безполезны, время идет и тут заканчивается мое терпение и я взрываюсь, после чего потом очень жалею и до рукоприкладства доходит, очень плохо и подавлено себя чувствую. Сына очень люблю, и больно смотрень как он ревет и нервов уже нет. Помогите советом как быть, как научиться договариваться и побороть в себе эту агрессию.
Здравствуйте.
В вопросе очень много подтем.
Выражаю вам свое сочувствие. Родительский труд — это многокомпонентная сложноорганизованная деятельность, в которой всегда есть мотив, цель, решаются задачи, используются те или иные способы к решению этих задач.
Родители не всегда довольны теми средствами, которые они используют. Это признак кризиса — у меня нет подходящих средств, старые устарели, а новые не найдены. Средства воспитания и взаимодействия присваиваются родителями в их раннем детстве. В реальности они воплощают те отношения, характер взаимодействия, который был принято в их семье. Неизбежно взрослые люди сталкиваются с ограничениями, тк их дети не равно они сами. Умение видеть в ребенке индивидуальность требует большого количества ресурсов и безусловной любви. Сложно давать безусловную любовь с приемлемыми ограничениями, если взрослый человек не наполнен такой любовью.
Вы выражаете свою эмоцию — чувство вины за рукоприкладство, крик. Это требует больших сил — признать, что я проявляю активную форму агрессии по отношению к ребенку. Наша культура толерантна к насилию, с одной стороны, а с другой стороны — родители, использующие в воспитании средства агрессии сразу же подвергаются ругани, осуждению. Никто не узнает, по какой причине они это делают, каким был их жизненный путь, который привел в эту точку.
Всегда важно смотреть, что стоит за родительской агрессией. Сейчас вы показали пример того, как отец проживает растерянность, чувство вины, тревогу и беспокойство в отношении сложившейся ситуации. Не каждый родитель имеет столько сил и готовности, чтобы публично признать свои эмоции, факт рукоприкладства. Это заслуживает сочувствия и уважения., демонстрирует ваше отношение к этой ситуации тк вы хотите ее изменить.
Я «слышу» в тексте голос маленько мальчика — вашего Внутреннего ребенка, который при встрече с реальным ребенком (который ревет, не слушается, ведет в себя вне соответствии ожиданиям и тп) теряется, испытывает неуверенность, буквально «кричит» — мне нужна помощь.
Это уводит в вашу личную историю детского бытия. Что было там, кто поддерживал этого мальчика, когда ему было 3 года, 5 лет, 7 лет, 10 лет и дальше? Кто принимал его эмоции злости, ненависти, протесты, кто принимал его крик? Кто разделял с ним грусть, радость, печаль, уныние, восторг? Кто был на его стороне и принимал его полностью таким какой он есть, всецело? Кто был для него надежной опорой, советчиком? Кто подавал ему руку, когда он падал, ошибался?
Сейчас маленький мальчик вырос и превратился во взрослого человека, отца. Теперь у Внутреннего ребенка есть его Внутренний отец. Мысленно сфокусируйтесь на этой фигуре — фигуре Принимающего Внутреннего Отца.
Внутренний Отец сможет найти в своем сердце место для Внутреннего ребенка и реального мальчика 5 лет.
Внутренний Отец может прощать Внутреннего ребенка и реального мальчика 5 лет, принять их ошибки, ведь они свойственны всем.
Внутренний Отец может дать детям себя, свое тело, объятия своих рук, теплые прикосновения, покачивания, тихий, спокойный голос, показать мир с другой стороны.
Внутренний Отец найдет опоры для детей.
Внутренний Отец всегда готов к своему росту и росту детей.
Мысленно представьте фигуру агрессивного, кричащего отца, начинайте ее уменьшать до точки. Растворите в небытие.
Мысленно представьте фигуру Внутреннего Принимающего Отца и расширяйте ее в пространстве. Возвращайтесь к этому образу, когда потребуется.
В характеристике сына нет ни одного положительного качества. Видят ли таковые качества в семье, хотя бы кто-то? Видит ли их отец, который участвует в воспитании? Кто ценит данные качества, кто помогает их укрепить, взрастить, найти им примирение в жизни 5летнего человека.
5летний человек все еще полностью зависим от родителей и противостоять им он может только негативным поведением, больше ничем.
Напишите противоположные характеристики, относительно сына себе на лист бумаги или как вам удобно и посмотрите на сына другими глазами. Пробуйте в первую очередь фокусироваться именно на этих качествах.
Я считаю, что образцовый отец, образцовая мать — музейные фигуры. Я ориентируюсь на понятие «достаточно хороший отец» и «достаточно хорошая мать».
Рекомендую в обязательном порядке посетить квалифицированного перинатального психолога или психотерапевта.
Мишень работы — ваши чувства, ваши детские острые переживания, боли, незакрытые потребности.
Мишень работы — отцовская агрессия. Родители всегда несут ответственность за свои действия, здесь необходима помощь и поддержка в освоении средств саморегуляции в состоянии агрессии. Испытывать разные чувства — это норма! Вопрос в том, куда они направлены? Несут ли разрушения в действиях для других и себя…
Вам необходима поддержка и расширение ваших родительских возможностей для воспитания устойчивого психофизиологически человека и укрепления собственной устойчивости, уверенности в себе.
Искренне желаю успехов в этом пути!