Нарциссизм у мужчин, как и у остальных людей, начинается в детстве.
Есть здоровый нарциссизм и патологический (защитный).
Здоровый нарциссизм - это когда хорошая самооценка и чувство собственного достоинства основаны на реальных достижениях, что ведет к стабильным отношениям и устойчивому и реалистичному чувству собственного Я. Люди со здоровым нарциссизмом признают, что у них есть недостатки и сильные стороны. Это делает их более психологически устойчивыми, они выдерживают конструктивную критику, неудачи и разочарования, которые мы все испытываем.
Для формирования патологического нарциссизма или нарциссического расстройства личности (НРЛ) нужна генетическая предрасположенность (отсутствие или сниженная эмпатия), а также специфическое воспитание.
При патологическом нарциссизме завышенная самооценка - это хрупкий фасад, за которым человек с шаткой самооценкой только притворяется, что чувствует себя уверенно. Эти люди так долго и хорошо притворяются, что обманывают не только других людей, но и себя.
Можно выделить несколько родительских стилей, способствующих формированию НРЛ:
1. Родительская любовь напрямую связана с достижениями ребенка.
Ребенок получает тепло и поддержку только тогда, когда ему удается соответствовать требованиям родителей. Если нет, то игнорируют, демонстрируют разочарование. Иногда достаточно горестного взгляда или поджатых губ, которые сопровождает любые промахи и ошибки ребенка, которые в норме совершают все дети.
2. Родители используют разные приемы разрушения самооценки своих детей.
Саркастично комментируют слабости и неудачи. Обесценивают грусть и детские потери. Чрезмерно критикуют по малейшим поводам, не оставляют без внимания малейшие несовершенства. Высмеивают то, что ребенка радует.
3. Родители наказывают детей, если они ищут внимания для себя, и поощряют, если они эмоционально обслуживают родителей.
Ждут, что дети будут ими восхищаться, предпочитать их общество, их хобби и интересы. Собственные интересы детей обесцениваются.
4. Захваливают детей за простые действия.
Постоянно дают оценки действиям детей, даже хорошие. Внушают им, что они самые лучшие, талантливые, что их ждет великая будущность. Не дают им возможности развить реалистичную оценку собственных достижений.