Есть педагогические технологии, которые позволят развить мышление, знание понятий, способности решать задачи, ставить цели и многие другие полезные навыки учебной деятельности. Предметный материал при таком подходе выполняет именно функцию материала.
Ученик, научившийся смысловому чтению сможет поставить грамотные вопросы к содержанию любого текста: от научного до художественного и тем более текста из масс-медиа. Если понимаешь текст задания и способен перевести его в учебную задачу и индивидуальную задачу по развитию - то учитель вообще может быть нужен только как эксперт при промежуточной проверке процесса. Самообразование - это когда ученик способен к самоорганизации, способен спланировать свою собственную деятельность, может спроектировать деятельность по освоению конкретных предметных понятий, способен выполнять учебные действия по освоению данных понятий, искать нужную информацию для работы и интерпретировать ее, способен грамотно поставить вопросы на экспертизу, проанализировать результаты своей работы и на основании их спланировать новый этап движения. Это цикл.
Есть еще одно "но" для начала такой деятельности. Надо понимать, что процесс постижения знаний - это не завершаемый процесс. Нельзя сказать следующее "Теперь я все выучил, и мне больше нечего учить". Это свойство учебы отбивает желание учиться у людей, склонных к самокопанию и переживанию. Твердая почва под ногами по поводу Ваших знаний может появиться только на соотнесении того, что Вы знали вчера и того, что Вы знаете сегодня. Вот эта разница в полученных знаниях - есть Ваша сила. Если вчера я знала только 10 слов по-английски, а сегодня знаю уже 20 - я на 10 слов сильнее себя вчерашней. И так во всем. Разница между мной в 18 лет и в 50 в том, что я могу читать свободно оригинальные тексты, бегло говорю на английском, могу объяснить сложные грамматические правила другому человеку. Вы уже поняли, что в 18 лет у меня был скромный запас выражений и некий объем словаря. Разница между мной в 50 лет и мной в 32 - я знала грамматику, могла сносно выполнять упражнения, имела хорошие навыки чтения, говорила с трудом, хотя выразить то, что мне нужно я могла. И так по всем областям знаний, которые у человека в актуальной работе.