Нужно просто начать снимать кино. Свой первый фильм я снял еще до поступления во ВГИК и получил за него Кинотавр «за лучший док». Мы просто решили с оператором Артемом Анисимовым снять фильм и сняли. Любая первая попытка скажет вашему внутреннему барометру, во-первых, нравится ли вам этот процесс и по силам ли эти тяготы и лишения. Кино — довольно изматывающая штука.
Для меня самое сложное в процессе создания фильма — это найти трафарет для этого кино. Что брать в картину? И мне в этом очень помогают бумажки, которые были написаны в самом начале. Вот эти первые записи, которые, как тебе кажется, не имеют никакого отношения к тому, что ты снимаешь долгое время спустя. На самом деле имеют.
Из собственной практики расскажу, что когда мы начинали снимать «Про рок», никто даже не думал, что съемки затянутся на 5 лет. Пока искали финансирование, купили героям три флип-камеры. Вот такой режиссерский ход.
www.youtube.com/embed/FdJRDdHNCJo?wmode=opaque
Случиться может все что угодно — уйдет оператор, заболеет артист, прекратят финансирование, герои передумают сниматься, а вас позовут на другой проект. Поэтому надо прежде всего самому себе ответить на вопрос: «Я собираюсь это делать, что бы что?». И вот если ответ на этот вопрос есть, то, думаю, что нужно обязательно пойти учиться.
Именно в киношколах можно получить не только знания, обрести уверенность, но и найти себе единомышленников. Для меня оператор в неигровом кино — полноценный соавтор замысла: он формулирует пространство, его глазами зритель видит кино. А, например, за режиссером монтажа «Про рока» вообще закрепилось почетное звание «Герой фильма «Про рок»: ему пришлось разобрать 550 часов съёмочного материала и почти 1,5 года почти не покидал монтажную!
www.youtube.com/embed/L-eY2Sd1qT8?wmode=opaque
Чтобы в картину начинающего режиссера пришел продюсер со стороны, у него должна быть веская причина, он должен заболеть замыслом, так как денег в таком кино нет и не предвидится. Например, Анна Селянина стала продюсером «Про рока» по очень понятной причине — мы близкие друзья. Словом, те люди, с которыми вы делаете кино составляют содержание вашей жизни.
Сейчас начинающему режиссёру намного проще, чем 10, 20, 50 лет назад. Достаточно иметь телефон... :)
А раньше были нужны видеокамеры, кинокамеры, монтажное оборудование, фотоматериалы и химические процессы и пр., и пр.