Иван, в каждом коллективе есть лидеры. Начальник является лидером формально, то есть по должности. А у подчинённых наверняка есть неформальный лидер, который и может "отравлять" отношения в коллективе. Чем больше коллектив, тем больше таких лидеров, так как одна группа - это максимум 9 человек. Если в группе 10 человек и более, то они автоматически делятся на 2-3 подгруппы.
Этот феномен (закон малых групп) Вы можете наблюдать на любом домашнем празднике. Если гостей вместе с Вами 9 и менее, то Вы можете удерживать внимание всех и празднуете одной компанией, но если людей больше, они обязательно разделяться на маленькие подгруппы и будут обособляться между собой.
Главная задача для начальника - это совмещение формального и неформального лидерства, а для этого нужно иметь авторитет у подчинённых. Но если это невозможно, то нужно неформального лидера сделать своим помощником, а не противником.
Но здесь необходимо учитывать, что есть такие проблемные люди, что как бы Вы не старались сделать из него напарника - не получится. Например, человек показывает лучшие результаты труда, но при этом является неподчиняемым, недисциплинированным и/или конфликтогеном. Поэтому от такого человека нужно избавляться, как от "паршивой" овцы, которая портит стадо.
После обновления коллектива обязательно происходит перераспределение внутригрупповых ролей и опять появится новый неформальный лидер. Именно этих людей нужно выделять и с ними налаживать отношения сотрудничества. Если будете разбрасываться на каждого члена коллектива, то работать будет некогда, утонете в процессе нахождения подхода к каждому.
Из Вашего вопроса непонятно о каком коллективе идёт речь, поэтому Вам стоит почитать информацию о малых, средних и больших социальных группах. А также поинтересуйтесь социальными ролями в группах и Вам многое в организации коллектива станет понятно.
Про Александра Свияша я много слышал, надо попробовать будет его практические задания.