Во многих странах история преподносится как фактический материал (думаю, кто учился в российской, белорусской или украинской школе поймут) в виде дат и понятий. Конечно многим это не нравится.
Есть иной подход, который предполагает междисциплинарную связь с философией, социологией, психологией и политологией. Например сейчас в Латвии материал преподносится с точки зрения "почему эти люди принимали те или иные решения", или к примеру " какие ценности были характерны для того или иного периода". Зачастую можно учить детей фантазировать и представлять время. Для этого нужно использовать иллюстративный и видеоматериал, а также размышлять и доказывать свою точку зрения.
Даты и понятия конечно хороши, но их можно выучить за вечер, а вот понимать "дух эпохи" - это могут быть и годы обучения и даже использования дополнительных материалов.
Что можно для этого использовать? Аналитические материалы, работа с документами, видео-, аудиофрагменты и фотографии. С 9 класса можно использовать написание эссе, с 8 класса моделирование ситуации. Можно моделировать ситуацию в стиле "если бы" (к примеру, если бы Александр II успел бы до гибели утвердить создание парламента). Ну и самое простое - это подготовка докладов, тем самоподготовки. Ведь материал дети могут найти и в интернете, и в учебнике. А вот научить думать уже задача учителя (можно использовать форму перевёрнутого урока)
В чем есть проблемы истории как аналитики? В том, что это надо начинать делать с класса 7 и объяснять как работать с причино-следственными связями, сравнения, написаниями сочинений и эссе. Во-вторых, не все учащиеся смогут понимать эту тему и возможно придется на них тратить очень много времени. И в-третьих, не факт, что с данным классом будет вообще получаться работать.