Сдала в 2016 году русский на соточку, теперь могу выпендриваться!
Ознакомься с критериями. Пойми, вникни, запомни. Нравятся они тебе или нет, ты вынужден "укротить своего гения" и вписать его в рамки этих самых критериев.
Теперь, когда ты понимаешь структуру сочинения и представляешь, что от тебя хочет проверяющий, необходимо задуматься о наполнении.
Перечитай (или просто вспомни) свои любимые произведения. Крупная форма, как правило, содержит такое количество проблем, что найти в нем аргументы к ЕГЭ-сочинению не составит труда. Вспомни о книгах, которые впечатлили, вдохновили тебя и постарайся обращаться в первую очередь к ним.
Если есть время и желание пополнить свой личный банк аргументов, читай антиутопии. Трудно представить нечто более "проблемное"!
"Мы" Замятина. (Кажется, я как раз по нему и писала сочинение на ЕГЭ.)
"1984" Оруэлла
"О дивный новый мир" Хаксли
"Завтрак для чемпионов", "Колыбель для кошки" Воннегута
"451 градус по Фаренгейту" Брэдбери
Читая текст, сразу по ходу набрасывай себе возможные аргументы, просто записывай произведения, в которых ты видишь эту проблему (даже если ты еще не успел четко сформулировать сам проблемный вопрос).
Если проблема кажется тебе совсем уж "узкой", то проблема не в проблеме - думай шире, формулируй шире.
Например, в тексте речь идет о каком-то юноше, который прочитал какую-то книгу, после которой вся его молодая жизнь перевернулась.
"Проблема влияния книг на молодых юношей" - абсурд.
"Проблема влияния книг на молодежь" - уже лучше, но все равно как-то сложно.
"Проблема влияния книг на людей" - отлично.
"Проблема влияния искусства на людей" - великолепно!
Как дела с письменной речью? Подумай о своих "уязвимых" темах. Не путаешь ли наречные выражения с вводными? Всегда ли правильно пишешь производные предлоги?..
В этом сочинении тебе неизбежно придется цитировать - есть смысла перечитать правила! С какой буквы в таких-то случаях пишутся слова автора? Что делать с точками и запятыми в конце цитаты?..
Уверенность в себе - хорошо, самоуверенность - нет.
Закончив работу, проверь. А потом ещё раз. Если сомневаешься в чем-то, перепиши так, чтобы не оставалось никаких сомнений. Всегда (ВСЕГДА) можно переформулировать.
А теперь закрой на минуту свои уставшие от учебников и пособий глаза. Представь себе твоего "грозного судию", того самого проверяющего. Он очень, бесконечно устал от бесконечных однотипных работ. Он будет благодарен тебе, если ты напишешь свое сочинение по книге не из школьной программы. "О Боже, они еще что-то читают?" - воскликнет он, смахнет скупую слезу и вздохнет облегченно.
Кстати, возможно, даже простит какие-то ошибки. Реальный случай: знакомая писала по Брэдбери - поставили полный балл, несмотря на множество недочетов. Может, случайность. Может, нет.
Успехов!
Аргументы могут быть все чисто из личного опыта ?