Критериев множество, в том числе субъективных. Ну например:
Осмысленность. Бывает так, что автор хотел сказать что-то важное, но адекватно выразить свою мысль не смог. А бывает так, что даже не разбирающийся в искусстве человек улавливает смысл произведения.
Соответствие художественных средств художественной задаче. Независимо от того, потребовалось ли для создания, допустим, картины мастерски выписывать мельчайшие детали или случайным образом расплёскивать краску, каждое отдельное действие художника должно быть оправданным и необходимым, а все вместе они – достаточными.
Произведение искусства всегда существует во времени. Что-то было до, что-то будет после. Шедевр ставит на оси времени заметную отметку. Или доводит до совершенства, до наивысшей точки какую-то наметившуюся ранее тенденцию, или, напротив, ломает канон и задаёт новое направление художественных поисков, или настолько метко улавливает «дух времени», что становится олицетворением эпохи. Или всё сразу.
Шедевр живёт своей жизнью. После первого впечатления наступает самое интересное, когда произведение искусства предлагает зрителю целый клубок ассоциаций и ребусов; позволяет его «додумать», «досочинить», увидеть в нём то, чего у автора и в мыслях не было, применить к нему свой опыт, найти в нём ответы на ещё незаданные вопросы или перевернуть с ног на голову всё мировоззрение. Иногда это происходит внутри одной головы, иногда – в виде общественной дискуссии, вплоть до скандала.
Вас просто бьёт током в самое сердце, и вы понимаете: да! И вам плевать, что по этому поводу думает кто-либо ещё.
*
Коротко это всё выразил художник Анатолий Зверев в своей автобиографии: «Наиболее интересные живописцы – разумеется, те, которые могут более других остановить взор на своих полотнах и не утомляют “ненужностью” своих “затей”, как в технике, так и в своей тематике». А ещё очень советую прочесть книгу «Щегол» Донны Тарт. Она как раз про то, как человек становится одержим картиной именно потому, что картина – шедевр.
Нет никакого волшебного способа) Важна насмотренность, насмотренность и еще раз насмотренность. Но и в этом случае порой даже очень уважаемые эксперты в сфере искусства затрудняются дать оценку тому или иному креативу.
Есть красивые картины, а есть прекрасные. Прекрасное- это сочетание истины, добра и красоты. Именно прекрасные картины считаются гениальными.
Если на табличке с автором и названием картины есть номерок для аудиогида, значит это точно НЕ посредственная картина. Если нет - значит это точно не шедевр.