Аутизм не лечится и никакой "волшебной таблетки" от него нет.
Существует методика коррекции поведения с научно доказанной эффективностью - прикладной анализ поведения или ABA.
АВА позволяет при соблюдении определенных условий (как можно более раннее начало занятий, достаточное количество часов занятий в неделю и мн. др) помочь ребенку реализовать максимально те возможности, которые у него есть.
Во всем мире научное сообщество и специалисты придерживаются именно этой методики.
При выборе реабилитационного маршрута ребенку ориентируйтесь на официальные источники и мнение экспертов, имеющих опыт работы в сфере коррекции аутизма.
От аутизма нельзя вылечиться, те не найдено лекарство/метод вмешательства, способное повлиять на ключевые дефициты (трудности социальной коммуникации и взаимодействия, повторяющиеся паттерны поведения, особенности обработки сенсорной информации).
Но существуют современные эффективные методы помощи, которые помогают людям успешнее общаться, адаптироваться и участвовать в жизни общества.
Методы помощи с доказанной эффективностью, то есть те, чья эффективность была доказана в клинических испытаниях и подтверждена в систематических обзорах в соответствии с принципами современной доказательной медицины. Это методы, позволяющие преодолевать ключевые дефициты - развивать коммуникацию и социальные навыки, навыки самообслуживания и академические навыки, справляться с трудным поведением.
Наиболее эффективные вмешательства разработаны в рамках прикладного анализа поведения. Исследования показывают, что своевременно начатые качественные программа помощи приводят к значительным результатам для людей с РАС и их семей.
Много дополнительной полезной информации можно найти, обратившись к некоторым надежным интернет-ресурсам. На сегодняшний день на платформе платформе «Обнажённые сердца онлайн» собран большой объем достоверной информации на русском языке, публикуются последние научные исследования в области изучения расстройств аутистического спектра. На данных сайтах можно ознакомиться с описанием отдельных практических техник и целых программ, имеющих научно доказанную эффективность. Есть возможность посмотреть видео с выступлений авторов данных исследований и практиков с мировым именем в области изучения аутизма.
Аутизм - нарушение развития, социальной адаптации ребенка, человек пытается уйти от контакта с окружающим миром. Как говорят психологи и неврологи, первые признаки аутизма можно заметить у ребенка в возрасте от 2 до 3 лет.
К сожалению, медикаментозного лечения на сегодняшний день не существует.
Рекомендуется обратиться к логопедам-дефектологам для занятий с ребенком как можно раньше. Динамическое наблюдение невропатолога. На сегодняшний день существует множество методик для занятий с ребенком, различных игр. Что требует большего терпения со стороны родителей. В процессе специальных программ, развивающих игр ребенку дается пример, какая может быть модель общения с окружающими вокруг детьми и взрослыми. Рекомендуется как можно больше проводить время с ребенком, постоянно говорить с ним, все рассказывать, показывать своим примером, все повторять. В общение с ребенком рекомендуется добавить игры с карточками, показывание картинок, но важно следить за реакцией ребенка, делать перерывы между занятиями, так как ребенок может быстро уставать. Также, врачи рекомендуют каждый день проводить физические упражнения, что хорошо влияет на развитие ребенка.
Подход к лечению и дальнейшей тактике ведения принимает только врач на очном осмотре.
Аутизм – это расстройство спектра, существуют разные подтипы аутизма, которые имеют разные биологические причины. Из универсальных подходов существует только немедицинский метод вмешательства, это – поведенческая терапия. Если мы говорим о медико-биологических аспектах аутизма, здесь у каждого своя история. И чем глубже мы в нее погрузимся, тем лучше мы можем понять, что мы можем исправить.
Поэтому первым шагом в лечении аутизма является максимально возможное выявление причин аутизма конкретного ребенка с РАС (Расстройство аутистического спектра, РАС). Диагностика может привести к тем данным, на которые мы можем влиять, принимая клинические решения, в том числе строго медицинские.
У одного ребенка могут быть генетические причины, у другого – метаболические, у третьего – причины в области иммунитета, у кого-то вообще ятрогенные причины, или токсикологические, или инфекционные, и так далее. В некоторых случаях влияние вмешательств, направленных на индивидуально установленные причины, дают значительный эффект, в некоторых – не такой значительный, но все равно улучшающий.
Кроме того, для аутизма характерны сопутствующие заболевания. Распространённость заболеваний желудочно-кишечного тракта, неврологического профиля (например, эпилепсии), митохондриальной дисфункции, иммунологических нарушений, аллергий, психических заболеваний и так далее очень высокая у пациентов с РАС. Проблема заключается в том, что именно аутизм часто мешает эти распространенные заболевания распознать. Однако если мы прорываемся к ним через этот барьер и начинаем их лечить, то часто, улучшив состояние организма, улучшается и поведение ребенка. Внешне это выглядит как то, что аутичные проявления уменьшаются, аутизм становится менее глубоким, поведение значительно более адаптивным, обучаемость более высокой, социальное взаимодействие более разнообразным. Поведенческая коррекция также повышает свою эффективность. Это связанные вещи.
В английском языке есть такая фраза «Autism is treatable», которую на русский часто переводят как «Аутизм излечим», что не совсем корректно. Грамотный перевод этой фразы – «Аутизм поддается лечению», то есть мы можем на него влиять и улучшать состояние человека с РАС (Расстройство аутистического спектра, РАС). В каких-то случаях немного, в каких-то значительно, но это значит, что те или иные клинические вмешательства имеют смысл. Просто наблюдать за аутизмом нельзя, потому что есть и обратная сторона: если мы не осуществляем каких-то вмешательств, то мы можем ухудшить состояние, любая запущенная болезнь ухудшает состояние и качество жизни.
Различные вмешательства могут настолько повысить функционирование, адаптивность ребенка с аутизмом, что он спокойно может вливаться в социум.
До трети детей, которые в возрасте до трех лет были четко диагностированы как аутичные, могут к своему подростковому возрасту потерять серьезные отличия от нейротипичных сверстников.
Именно это имеется в виду, когда говорят « Аутизм поддается лечению».
Не существует медикаментозного лечения, позволяющего вылечить аутизм. Медикаментозная терапия может быть эффективной для решения сопутствующих проблем — агрессивности, навязчивости, тиков, тревожности, перепадов настроения, гиперактивности, некоторых поведенческих проблем и т. д. Существует несколько методов коррекции аутизма. Наибольших результатов можно добиться, применяя несколько методик одновременно. Для формирования навыков (общения, самообслуживания и т.п.), социальной адаптации, совершенствования умений обрабатывать различные виды информации (звуковую, визуальную тактильную), нормализации психологического состояния, уменьшения уровня тревожности, развития внимания, формирования адаптивных поведенческих стереотипов взамен деструктивным (самоповреждения и стереотипии) применяют АВА-терапию, занятия по сенсорной интеграции, нейропсихологическую коррекцию. Для развития координации и мелкой моторики используют прикладные творческие занятия (занятия музыкой, рисование, лепку), для улучшения физического состояния и совершенствования моторных навыков - ЛФК и физиотерапию. Таким образом можно сказать, что полное излечение невозможно, однако продуманная система медицинской, психологической, педагогической и социальной помощи позволяет добиться улучшения в психическом состоянии ребёнка.
Допустим, вы родились левшой среди правшей. Переучивать - очень сложно. Имеется и побочка. Хоть наш мир - действительно "строился" правшами для правшей и левшам в нём может быть неуютно, факт.
Аутист - это примерно и так... но гораздо серьёзней. В нашем мире, с привычной большинству социализацией да с большой плотностью населения - весьма неуютно, да. Переучить (а вовсе не вылечить!) - можно лишь отчасти. С очень скромными результатами.