Уровень хамства в обществе снизится в двух случаях: во-первых, когда материально будет невыгодно хамить, во-вторых, собственное хамство станет источником чувства вины и дискомфорта, а это связано с тем, что с раннего возраста дети, с одной стороны, видели пример вежливых и спокойных родителей, а с другой, хамское поведение детей пресекалось.
По поводу невыгодности быть хамом. В СССР хамовитые продавщицы и официантки были легендой и частью жизни. "Ну, че надо?" "Ты чо, не слышишь?" "Ну что непонятно?" Сейчас хамство со стороны официантов и продавцов гораздо более редкое явление. Основной доход продавцов в магазинах одежды - это комиссия с продажи, отсюда и "Как вам идет", "Это ваш стиль", "Зеленое вам к лицу". Официанты тоже живут с чаевых, плюс за ними наблюдает менеджер. То есть, хамство на предприятиях сервиса искореняется мерцающей на горизонте выгодой и страхом потерять работу. Кроме того, сейчас в сфере услуг сотрудников в обязательном порядке обучают как общаться с голодными и дотошными клиентами для того, чтобы сделать главное - продажу. Я четко вижу, что сотрудники Сбербанка с каждым годом становятся все милее и милее.
Запредельное хамство в государственных структурах вообще считается нормой взаимодействия. Ощущение власти, упивание ею, полная безнаказанность и отсутствие последствий - вот удобрения для расцвета наглости. Еще она может быть прикрытием для отсутствия знаний и профессионализма. Но и в этих структурах появляются системы контроля, например, в паспортных столах и расчетных центрах есть возможность оценить работу сотрудника. От этого зависит его премиальная часть зарплаты. Это было о профессиональном хамстве.
Сейчас о бытовом. Что касается повседневной жизни, то хамство исчезнет, когда импульс нахамить будет купироваться грядущим чувством вины, то есть четкие нормы поведения, заложенные в детстве, не дадут драконам высовывать свои головы. Дети копируют то, что видят и слышат, и они не делают так, как им говорят делать, если еще при этом наблюдают отличное от слов поведение.
Когда взрослый хам уверен в правильности своего поведения и меткости своих слов, то методов воздействия для его превращения в интеллигента не существует.
У меня сложилось ощущение, что молодые люди менее хамовиты, чем старшее поколение. Основываюсь на наблюдениях в своем фитнес клубе. Окрики убрать полотенце, грубые требования куда-то сдвинуться, ужаться (исчезнуть?), отодвинуть ногу, руку и пр. всегда исходят от женщин старше 55. Может, хамство само по себе уйдет из нашей жизни насовсем?
Бороться с хамами, даже при наличии черного пояса по карате, дело неблагодарное. Для облегчения жизни рецепт такой: хамов в близком кругу не держать, а если и прибьются, то на своих условиях. Когда человек дорог, другой способен психику свою переплавить, но обычно только по отношению к этому человеку. От чужих и далеких хамов защититься проще - игнорирование, короткий хамский ответ (один раз без всяких мыслей "я до их уровня опускаться не буду"), поменьше слов и минимум прогибов.
И когда кто-нибудь в следующий раз пролезет вперед в очереди к очередной выставке картин или за дефицитом (чтоб не исполнилось моё пророчество!), вы схватите его за воротник и оттащите в самый хвост.
молодёжь(и не только) всё своё хамство в интернете показывает
Всё ПОЧТИ просто: нужно уничтожить в головах людей такой конструкт как "хамство" и "оскорбление". Т.е. когда люди перестанут особым образом реагировать на слова, считающиеся оскорбительными - оскорбительные слова перестанут существовать.