Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как иностранная пресса реагирует на конфликт России и Турции?

ОбществоМедиа и коммуникации+5
максим р.
  ·   · 1,5 K
журналист, создатель сайта «Лапшеснималочная»  · 9 дек 2015

В истории со сбитым российским бомбардировщиком консенсус в зарубежных СМИ в целом на стороне России – или, по крайней мере, не на стороне Турции. Но и позиция России укрепилась не слишком.

Один из самых последовательных критиков Путина, лауреат Пулитцеровской премии и автор многочисленных книг о России Энн Эпплбаум (Anne Applebaum) рассматривает этот инцидент через призму российской пропаганды: на российском ТВ, пишет она, ни одно событие не предстает само по себе, а лишь как часть той или иной теории заговора. За любым событием стоят некие могущественные силы. Российские СМИ постоянно заняты поиском новых врагов и соединением их во все новые причудливые комбинации: сначала в эфире царили «украинские фашисты», потом, когда Путин призвал создать новую антитеррористическую коалицию, «подобную антигитлеровской», риторику ненависти к Западу немного притушили. Но и вчерашний враг никуда не делся – теперь по российскому телевидению рассказывают, что Украина поставляет оружие ИГИЛу.

Но Турция, пишет Эпплбаум, смешала карты российской пропаганды: как объяснить историю со сбитым самолетом – как часть глобальной агрессии нацистов и НАТО против России или как террористический заговор со стороны Турции? Пока, похоже, выбран второй вариант: Путин заявил, что сбитый самолет – это «удар в спину» от ложного друга, пособника террористов, а по российскому телевидению тут же начали рассказывать, что «Турция помогает ИГИЛу». Учитывая альтернативы, говорит Эпплбаум, это хорошие новости – это значит, что Россия не станет отвечать военным ударом на удар и не потащит НАТО в расширенный конфликт, потому что Путин еще надеется стать частью крупной коалиции в Сирии или внести свой дипломатический вклад в завершение войны. Но что, если будет сбит еще один российский самолет или война начнет терять популярность у россиян? Тогда НАТО снова может стать отличным врагом, и вопрос, по мнению Эпплбаум, только в том, где станет разворачиваться новая фаза конфликта – в виртуальной реальности или реальной жизни.

Даже такой серьезный инцидент, как сбитый страной НАТО российский самолет, не приведет к масштабному конфликту между Россией и Турцией – постоянный обозреватель Forbes Марк Адоманис (Mark Adomanis) настроен в целом оптимистично. Хотя российские воздушные силы, пишет он, цитируя профессора Нью-Йоркского университета и эксперта по безопасности Марка Галеотти (Mark Galeotti), пока что отлично проявили себя в сирийской кампании, у России нет ни ресурсов, ни желания встревать в реальный военный конфликт с Турцией и тем более с НАТО. В интересах и русских, и турок, пишет Адоманис, поскорее забыть этот инцидент. Но тут сталкиваются их амбиции, так как обе страны за счет сирийской кампании стремятся повысить собственный престиж и влияние в мире. В долгосрочной перспективе это грозит затяжным конфликтом с непредсказуемыми и довольно неприятными последствиями. Можно ожидать, заключает Адоманис, что Россия будет не слишком скрыто поддерживать курдов, а Турция – боевиков на Кавказе.

Любопытно, что разглядеть за масштабными геополитическими играми двух стран простые человеческие судьбы за последние пару недель удалось буквально одному изданию. В Guardian вышла заметка московского корреспондента газеты Шона Уокера (Shaun Walker), который устами пресс-секретаря посольства Турции в РФ напомнил, что сегодня в России проживает 80 тысяч турок – рабочих, предпринимателей, а также жен и мужей россиян.

Многие турки часто ездят в Россию по работе, и как изменилась их жизнь после слов Путина о «серьезных последствиях» за сбитый Су-24, в заметке Guardian рассказывает 34-летняя Вилдан Сечкинер, аспирантка. Она приехала посмотреть на достопримечательности Санкт-Петербурга и прочитать лекцию студентам, но вместо этого провела 16 часов в транзитной зоне Шереметьево и была депортирована – якобы за отсутствие брони гостиницы, но пограничники ясно дали ей понять, что все дело в ее турецком паспорте.

Многие из задержанных и депортированных за последние дни турок, пишет Guardian, ехали к своим русским женам и невестам. Заканчивается статья на цитате из публикации в группе в фейсбуке, где было размещено обращение к турецким студентам, обучающимся в России: «Во время проверок со стороны российских властей мы должны быть вежливы и осторожны и должны сохранять приверженность нашей турецкой культуре и демонстрировать наше турецкое гостеприимство. Давайте встречать чиновников с улыбкой и чашечкой турецкого чая, если есть такая возможность».

http://carnegie.ru/commentary/2015/12/09/ru-62231/imw9