Меня в свое время тоже волновала эта история. Дело было так: прошло пятьдесят лет после смерти Гойи, и Дом глухого купил бельгийский барон Фредерик Эрлангер. Барон хотел показать купленные им произведения Гойи в Париже, поэтому он попросил Сальвадора Мартинеса Кубельса, художника-реставратора из музея Прадо, перенести изображения со стен на холст. Кубельс при этом выбрал самую дешевую из существовавших в то время и довольно неэффективную технику переноса фресок – так называемую технику strappo. Он брал большой кусок шелковой японской бумаги и с помощью натурального клея прилеплял бумагу к рисунку на стене. Потом клей как бы впитывал в себя поверхностный живописный слой пигментов на протяжении какого-то времени, и наконец художник постепенно отделял бумагу с отпечатавшимся изображением. Во время этого процесса часть оригинальной картины, безусловно, терялась. Художник-реставратор в данном случае «вторгался» в авторские полотна – при переносе на холст поменялись пропорции, исчезли мелкие детали, добавилось что-то новое от самого Кубельса. К тому же, несколько полотен обрезали, что не могло не изменить содержательного аспекта.
Надеюсь, я хоть как-то помогла! Если вы читаете по-испански, могу скинуть пару любопытных статей по этой теме.
Именно то, что я и пытался выяснить, спасибо!
Гойя рисовал не прямо на стенах, а на бумажных обоях. Так что при должной аккуратности можно было отделить бумагу от стены и прикрепить ее к холстам.