Метод инсценировки убийства используется очень-очень давно. Думаю, ему около века. Еще в годы войны это практиковалось для маскировки того или иного лица, и в 80-ые годы, и особенно в 90-ые — чем больше уголовщины, тем больше заказных убийств. Но не могу сказать, что сейчас таких дел стало значительно меньше. Я уже давно не работаю в органах, а работаю адвокатом и за последний год сталкивался где-то с тремя такими делами — именно по заказным убийствам. Вот я сейчас сижу в кабинете, а где-то в Москве исполнителю приходит заказ на убийство.
Как узнают о готовящемся убийстве? Есть два варианта. Иногда исполнитель по определенным причинам отказывается от заказа и идет на сотрудничество с органами. В таком случае исполнитель может все равно получить свои деньги, а может и попасть под следствие. Все зависит от того, обратился он сразу в органы или спустя время. В иных случаях это хорошая работа агентов. Сотрудникам известны практически все криминалитеты на их территории, и по ним непрерывно ведется работа — кто, где и чем занят. В таком случае сотрудники спецслужб могут вовремя заметить определенные «движения» и начать готовить операцию. Расследованием так называемых «бытовых» заказов занимаются, как правило, сотрудники МУРа. А если заказ пришел на публичную персону, сотрудника госорганов или чиновника — это уже передается в органы госбезопасности.
При разработке операции определяется круг лиц, которых можно в это посвятить. В случае с Аркадием Бабченко разработчики, видимо, решили, что жена должна знать. Как выбирать этих людей — зависит от многих факторов, но в данном случае было точно известно, что Бабченко заказан, что убийство не просто планируется, а вот-вот произойдет. В этом случае было понятно, что операция будет недолгой, и поэтому некоторых лиц разрешили посвятить.
Сценарий, который был у Бабченко, классический: поступила информация, что его хотят убрать. Это была утечка информации, которая поступила в СБУ. За приличную сумму наняли АТОшника. Дальше два варианта: либо его переубедили, и он решил помочь изобличить организатора, либо он защитился, потому что за ним тоже стали следить. Очень важный момент — документирование инсценировки, то есть сама фотография трупа, потому что заказчик всегда смотрит на качество снимка: нет ли там краски, как выглядят пулевые отверстия. Это должно быть продумано от и до, на этом можно проколоться элементарно.