Живут они, как правило, бедно и в населенных пунктах на периферии. В Мичигане есть несколько небольших городов на севере, где коренное население преобладает. Для индейцев существуют программы господдержки, в первую очередь связанные с образованием. К сожалению, из-за отсутствия денег многие не переезжают поближе к университетам и не поступают в них. Из пяти миллионов коренных американцев больше 20% живут за чертой бедности, в некоторых племенах безработица достигает 50%. Как так получилось, я, если честно, не знаю, но вы и не спрашивали.
Права и обязанности у них, конечно, такие же, как и у всех остальных. С медстраховками похуже: они довольно бедны и страдают некоторыми серьезными заболеваниями больше остальных. В их числе диабет, алкоголизм и депрессия.
Еще есть тема с резервациями, их больше на юге. Там целые площади отдаются в пользование остаткам племен. Щедро, конечно, но когда-то вся земля принадлежала им. В туристических зонах индейцы часто продают свои поделки, все традиционное: горшки, ловцы снов, пледы, украшения, камушки всякие.
Почти все крупные племена сохраняют свою культуру. Проводят обряды и праздники. Например, глава племени может поженить пару, и это будет официально. Вообще, вожаки племен признаются официальными представителями власти, и их в стране больше 500. Они могут издавать местные законы, иногда даже проводить мелкие судебные разбирательства. С тем, какие племена признаются правительством, тоже бывают проблемы. Иногда штат готов дать им автономию в управлении, но на федеральном уровне племена не признаются. Крупными остаются те, о которых слышали и в России: Навахо, Ирокезы, Пуэбло, Апаче, Чироки.
Индейцы живут в очень закрытом обществе, за два года в США вне резерваций я видела их раза три. Они не очень дружелюбно относятся к белым (очевидно, почему) и не стремятся к ассимиляции. Народ, в целом, из грозной силы превратился в разбросанные по континенту небольшие кучки людей, хотя культурное наследие в последние годы восстанавливают и сохраняют.