Меня в свое время очень зацепило рассуждение о красоте Джойса в его "Портрете художника в юности". Отталкиваясь от формулировки Платона ("Красота есть сияние истины") и учения о красоте Фомы Аквинского ( Pulchra sunt quae visa placent, то есть "Прекрасно то, восприятие чего нам приятно") он приходит к таким выводам:
1.Красота ( красивая девушка, картина или пейзаж) не может возбудить в нас физической эмоции (желание, скажем, "обладать" во плоти Венерой Милосской), а лишь некий эстетический "стасис" ( либо любоваться как можно дольше, либо стремиться уничтожить, отрицая)
"приятно", "стасис" слова довольно туманные, но что несомненно, так это то, что они исключают оценочные категории ( хорошая или дурная красивая девушка, пейзаж или картина не важно, первично то, что они красивы)
Этот эстетический стасис разрешается в восприятие некого "ритма красоты", то есть особого сочетания частей в любом эстетическом целом ( картина, девушка, не важно). Прекрасное фиксируется воображением как наиболее благоприятные сочетания и пропорции для наших чувств. Хотя одна и та же картина или девушка кажутся прекрасными далеко не всем, но всякий, любующийся прекрасным находит в нем это самое благоприятное соотношение, в соответствие со своим эстетическим развитием
Характеризуется же прекрасное всего тремя свойствами: целостностью, гармонией и ясностью( очевидностью) и именно эти свойства роднят его с истиной (для каждого своей, субъективной) с той лишь разницей, что истина - наиболее благоприятные сочетания в сфере умопостигаемого для разума, в то время как красота - в сфере чувственно постигаемого для глаз)