Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как философы вроде Кьеркегора воспринимали проблему о физической невозможности перерождаться?

ФилософияРелигия
Oleg Zn
  ·   · 1,4 K
Интересуюсь творчеством Кьеркегора и Достоевского.  · 18 мая 2021

Алег Н., из каких именно произведений Кьеркегора Вы делаете такой радикальный вывод и что, собственно, называете "содержанием христианской веры"? Если веру в воскресение мёртвых, то это явно не то, что волновало Кьеркегора, но это вовсе не означает, что он не был христианином. Хотя сам он из скромности никогда бы не осмелился себя назвать таким высоким именем, и он положил много труда и сил на то, чтобы показать почему это так трудно -- быть христианином (в терминах Ницше - это становление сверхчеловеком), ну хотя бы потому что это требует исполнения единственного "царского закона" -- любви к ближнему, и кто такой этот "ближний" он подробно объясняет в "Делах любви" -- работе о христианской любви и её отличии от нехристианской (себялюбии). А ещё стоит прочитать хотя бы те из его Бесед, которые, слава Богу, переведены на русский Алексеем Васильевичем Лызловым. Они написаны от его собственного имени, а не от лица одного из псевдонимов, что значительно упрощает задачу читателя, потому что тут не нужно гадать, считал ли так сам Кьеркегор или он просто дал высказаться одной из спорящих сторон. Если эти книги по-вашему не имеют никакого отношения к христианству, то я вообще не знаю, что может иметь! Кьеркегор тем и уникален, что он говорил о существенно христианском, а не о конфессиональном, ему бы и в голову не пришло размышлять над идеей непогрешимости папы римского и т.п. Но именно поэтому христиане любых конфессий находят у него что-то ценное для себя.

"Прыжок/движение веры" всегда связано с риском, неизвестностью и незнанием наперёд. Именно поэтому Авраам -- отец веры -- такой хороший пример. Не было тогда вообще ничего, даже Ветхого завета, Моисея, пророков, догматов, традиции, предания и отцов церкви, благодаря чему люди сейчас "знают", в кого они "верят", куда нужно "прыгать" и что их ждёт после такого подготовленного прыжка. У Авраама был только голос, которому он мог довериться, рискуя всем, так как никто и никогда не рисковал после него. Поэтому Авраам именно выбирал Бога, делал этот прыжок веры, и понять его чрезвычайно трудно даже с помощью Кьеркегора ("Страха и трепета"), ведь само понимание возможно только если Вы сами начнёте своё движение веры. Когда Пётр шёл к Христу по водам Гениссаретского озера, он ведь тоже не знал заранее, кто ответил ему: "иди!" Тогда с чего бы нам думать, что от нас требуется какое-то менее рискованное/абсурдное движение веры, чем от Авраама или Петра?

Некорректно говорить об истинности веры, опираясь только на её страсть. Кьеркегор говорит о том, что вера это высшая из страстей, что без страсти она вообще невозможна ("карамазовская сила", если хотите). В "Или-или" он говорит о значимости выбора в жизни человека, о том, что важно не столько всегда выбирать правильно, сколько -- придавать значимость самому выбору. А в "Страхе и трепете" он говорит, что Авраам в каком-то смысле оправдал бы искренне заблуждающегося в выборе объекта веры человека: "ибо тот, кто работает, не может погибнуть".

И для полноты картины стоит всё-таки напомнить про связь субъективной истины и страсти, которая, конечно же есть, раз мы говорим об экзистенции. Это последнее предложение из "Или-или" (гл. Ультиматум): "Спроси себя и продолжай спрашивать неустанно, пока не найдёшь ответа; ибо можно много раз узнавать нечто, можно много раз признавать это, много раз желать и пробовать этого добиться, -- и всё же только глубоко внутреннее движение, только несказанное сердечное волнение, -- только оно способно убедить тебя в том, что признанное тобою поистине принадлежит тебе, что никакая сила на свете не способна у тебя это отнять; ибо только истина, которая возвышает, -- это и есть истина для тебя самого".

практический сектовед  · 1 сент 2019
Кьеркегор был лишь формально христианином. В действительности он отказался от самого содержания христианской веры (которое собственно и определяет христианство как христианство, отличая от прочих религий и верований). Он... Читать далее