Если говорить о cовременном искусстве как среде, то именно феминисткам мы обязаны появлением большего числа женщин-художниц и более широкому показу их работ. Благодаря протестам против ограниченной репрезентации женщин в музеях и галереях и в частности деятельности Guerrilla Girls, музеи стали обращать больше внимания на женское искусство, и это касается не только современного, но и классического, так, например, с 8 марта Уффици будет откроет программу по показу работ художниц из своей коллекции.
Цикл выставок в Уффици позиционируется как шаг к исправлению исторической несправедливости по отношению к женщинам, а затеяли эту ревизию истории искусств как раз феминистские арт-критикессы. Линда Нохлин в своем эссе «Почему не было великих художниц» (1971) заявила (не берусь сказать что впервые, но точно одной из первых), что точка зрения современного ей искусствоведения, это по сути точка зрения белого мужчины, взятая за эталон, что позволило пересмотреть отношение ко многим видам искусства, в том числе «ремесленным».
В том же эссе она выступила с критикой понятия «великий художник» и поставила под сомнение категорию гениальности (до этого отсутствие великих мастеров-женщин объяснялось в основном невозможностью наличия у них гения). Нохлин заявила (справедливо), что «гениальными» художникам-мужчинам из определенных социальных слоев позволяла стать развитая система институций, доступная для мужчин и закрытая для женщин, что стало немалым вкладом в институциональную критику в целом. В дальнейшем этот же принцип был применен и к небелому искусству, доступ которого в музеи был тоже довольно затруднен.
Именно благодаря феминистским критикессам была замечена проблема предвзятости художественного мира по отношению к женскому искусству: грубо говоря, пастельные тона и мягкие линии, если их производит мужчина-художник — ок и круто, а если женщина, то это потому что она женщина и неинтересно (подробнее можно почитать у Люси Липпард, если знаете английский).
Среди заслуг феминисток — свободное изображение женской телесности в современном искусстве. Они немало критиковали табуированность любых «грязных» тем, связанных с женскими телами, в искусстве: например, изображать пенисы и сперму было ок, а вагины и менструальные выделения — не ок. Ну и вообще поднятием в современном искусстве тем угнетения, различных видов сексуальности, гендера и так далее мы во многом обязаны феминистскому дискурсу.
Назовите пожалуйста хотя бы 5 ведущих художниц-феминисток.